Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальная программа для ребенка с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно- развивающую среду.
Результаты обследования на 13 сентября 2022 г.: у ребенка наблюдаются проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Отсутствие чувства страха. Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Избегает контакта «глаза в глаза». Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У ребенка полное отсутствие речи. Кроме этого воспитанник практически не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»), не отличает съедобного от несъедобного (ест песок, пластилин, грызет игрушки). На любые занятия в группе и индивидуальные занятия со специалистами не садится, не выполняет инструкции педагогов. Он не в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Ребенок периодически проявляет признаки агрессии и аутоагрессии (может внезапно укусить, схватить, поцарапать окружающих, нанести себе удары). Ребенку характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Мальчик нуждается в постоянном контроле. Ребенок посещает массовый детский сад.
В соответствии с указанными нарушениями, мы составили индивидуальную программу развития.
Цель: максимально адаптировать ребенка в социуме.
Основными задачами коррекционной помощи являются:
• воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
• формировать коммуникативные умения и навыки;
• формировать сенсорное развитие;
• формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;
• развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
• развивать и корректировать детско-родительские отношения;
• повышать двигательную активность ребенка;
• стимулировать звуковую и речевую активности.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
• налаживание эмоционального контакта с ребенком;
• регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
• смена видов деятельности в процессе одного занятия;
• повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
• игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
• использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
• опора на сенсорные анализаторы;
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:
1. Социально-коммуникативное – реализует педагог-психолог;
2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;
3. Речевое развитие – учитель-логопед;
4. Художественно-эстетическое развитие– реализует музыкальный руководитель;
5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.