Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие человека начинается с раннего детства. Физическое и психическое здоровье, адекватное социальное окружение, включающее дружеские детско-родительские отношения, – всё то, что обеспечивает фундамент для нормального функционирование ребенка в будущем. Однако существуют ситуации, когда одно или несколько звеньев из цепочки претерпевают изменения или выходят из строя.
С каждым годом неуклонно растет процент детского населения, страдающего той или иной психической патологией. Постоянно продолжающийся исследовательский процесс, создание современных методик обследования, адаптированных для детского возраста, позволяют диагностировать и начинать процесс коррекции имеющихся отклонений своевременно, предотвращая появление стойкого дефекта.
За последние несколько десятилетий вопрос задержки речевого развития у детей стал активно изучаться специалистами разных областей: логопедами, психологами, педагогами, социальными работниками, неврологами и психиатрами. Различные подходы к исследованиям и отсутствие единой терминологической базы значительно затрудняют процесс объединения накопленных знаний и интеграции их в практику. Однако момент, который можно явно проследить у всех авторов – наличие сопутствующей психической патологии у детей с речевыми нарушениями.
Другим пограничным расстройством психической сферы детей, имеющим большую распространенность, является синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Сочетание патологии речи с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – это вопрос, остро стоящий в современном научном обществе.
Целью данной работы является рассмотрение патологии речи и психического развития ребенка.
1 Особенности психического развития ребенка при патологиях речи
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии человека. Оно является необходимым средством взаимодействия с окружающим миром. Речь формируется и функционирует во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально-волевой сферой
личности, формирования представлений об окружающем мире и о самом себе.
Формирование речи играет важную роль в процессе речевого развития ребёнка. Для младшего школьника грамотно сформированная речь имеет большое значение: она не только помогает устанавливать контакты с окружающими людьми, но и является необходимым условием успешного обучения ребёнка в начальной школе.
Речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребёнка. Именно в речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Речь без дефектов является высшей формой мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка, является необходимым условием успешности обучения ребёнка в школе .
Такие известные учёные-психологи как Леонтьев А.А. и Рубиншейн С.Л. рассматривали вопросы «основы развития речи».
Нарушения речи – это собирательный термин, обозначающий отклонения от речевой нормы, принятой в определённой языковой среде, которое полностью или частично препятствует свободному общению, ограничивая социально-психологическую адаптацию человека. Нарушения речи в основном обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, отклоняются от возрастной нормы, не преодолеваются самостоятельно и влияют на умственное развитие. Для их обозначения специалисты используют разные термины, в том числе: «нарушение речи», «недоразвитие речи», «дефекты речи», «патология речи», «речевые отклонения».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М.: Владос, 2000. – 317 с.
2) Ивахненко А.А., Приходько Е.В. Особенности творческих способностей младших школьников с нарушением речи//ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 124-130
3) Левченко И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
4) Малышева М. А. Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 168-172
5) Раева Т. В., Леонова А. В. Особенности психических расстройств у детей в задержкой речевого развития// РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. НАУЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2017. № 2. С. 166-170