Фрагмент для ознакомления
2
Целью метода является изучение и использование законов интеллектуальной деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов социальных и личных интересов. Речь идет о единстве, тесной связи и взаимозависимости методов социального и психологического управления.
Однако между ними существуют различия:
- социальные методы используются для управления группами и отношениями между группами;
- психологические методы используются для управления индивидуальным поведением и межличностными отношениями внутри групп.
Психологические методы включают в себя:
- методы формирования и развития коллективного труда с учетом совместимости психологической и антисоциальной психологии;
- гуманный подход к отношениям между персоналом и менеджерами, который уважает принципы социальной справедливости: стиль управления, этика и культура управления;
- методы психологических стимулов, которые составляют работника, инициативу компании и желание работать на высоком уровне;
- методы отбора и профессиональной подготовки направлены на адаптацию психологических характеристик человека к выполняемой работе.
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологических методов управления.
1 Сущность социально-психологических методов управления
Одним из самых важных направлений деятельности на любом предприятии является управление персоналом. Правильно разработанная система управления способна значительно повысить эффективность деятельности компании. Существует множество аспектов, в контексте которых рассматривается данный вопрос, в том числе и социально-психологические методы управления.
В ходе регулирования деятельности персонала могут применяться различные способы и методы, которые базируются на системном анализе состояния управляемого, то есть различные способы управления персоналом. Обычно, применяются такие методы воздействия управляющих на трудовые действия подчиненных: экономические, правовые, социально-психологические .
На сегодняшний день существует много компаний, использующих свой потенциал не в полном объеме. Раньше этому вопросу не уделялось достаточного внимания, так как существовали советские административные и командные методы управления персоналом.
Сегодня, практически в каждой современной компании, руководствос нуля создает систему взаимоотношений с персоналом. Основной причиной необходимости грамотно подобранных социально-психологических методов управления является высокая конкуренция в условиях нынешней рыночной экономики.
По результатам исследований стало известно, что в ближайшем будущем психологический аспект станет наиболее важным в отношениях между руководителем и подчиненными. Именно поэтому значительно повысится спрос на профессиональных психологов, в обязанности которых, помимо своей основной деятельности, будет входить создание и организация оптимального психологического климата среди всех сотрудников, а так же их консультирование. Социально-психологические методы управления опираются на учете применения социальных потребностей и увлечений индивидов и коллектива; они полагаются на поведенческую психологию людей в сфере общей деятельности, в запасе социально-психологических методов управления имеются подобные действующие ресурсы, как обучение и развитие, социальное планирование, моральное вознаграждение, социальная страховка, социальная защита персонала .
Методы регулировки рабочей деятельности отличают также за характером воздействия на трудовое действие людей в области общей работы.
Методы стимулирования базируются в удовлетворении важных потребностей сотрудников и ориентированы на повышение мотивации результативной работы персонала. Данные методы могут быть самыми различными и зависят от проработанности системы стимулирования и мотивации компании, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Методы информирования оказывают содействие, поэтому для того, чтобы сотрудники, имея требуемую информацию, самостоятельно и осознанно регулировали собственное трудовое поведение. Если персонал плохо информирован по вопросам, имеющим для него первостепенное значение, это резко снижает его настрой на работу с высокой отдачей. Информирование работников затрагивает не только технические, но и эмоциональные аспекты работы. Именно поэтому, методы информирования персонала являются одними из важнейших методов.
Методы убеждения применяются с целью корректирования неадекватного поведения отдельных сотрудников.
Методы убеждения в управлении основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются образованием, социальным положением, характером и ценностями личности.
Методы административного принуждения направлены на обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности организации, безопасности сотрудников этой организации.
Методы административного принуждения могут использоваться временно, локально в экстремальных ситуациях. Анализ эффективных и успешных организаций показывает, что процесс проектирования и поддержания социально-психологических методов требует осознанной и целенаправленной системы действий, которая формализуется в программе или проекте развития организации.
Искусство управления людьми выражается
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алдашева А.А. Профессиональный менталитет и особенности профориентации и переориентации в период социально-экономического кризиса: на примере пандемии вируса COVID-19. / А.А. Алдашева, А.С. Баканов, М.Е. Зеленова, О.В. Рунец. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2020. Т. 5. No 2 (18). - С. 269-290.Бузгалин А.В. Рынок и собственность: социально-экономические уроки пандемии. / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов // Социологические исследования. - 2020. No 8. - С. 145-157.
2) Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
3) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2020.
4) Жуков Я. Д. Современные подходы к мотивации персонала// Социальные науки: social-economic sciences No 4 (19) 2017. С. 27-30
5) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019.
6) Кох М.Н., Близнюк В.В. Социально-психологические методы управления//COLLOQUIUM-JOURNAL, 2020 № 4. С. 44-45
7) Лукьянченко, Н.Д., Бунтовская, Л.Л., Шаульская, Л.В., Еськов, А.Л. Учебное пособие по курсу «Социально-психологические основы управления» (для студентов экономических специальностей вузов). – Донецк: ДонНУ, 2019. — 146 с.
8) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012 – 352 с.
9) Милитдинова М.Э. Значение мотивирования и стимулирования труда в условиях экономического кризиса. /М.Э. Милитдинова, Н.Л. Антонова // Modern Science. - 2020. No 5-3. - С. 128-130
10) Решитов Р.Э., Каменских Е.А. Социально-психологические методы управления персоналом//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2020. С. 342-344
11) Яшин Н.С., Андреева Т.А. Понимание контекста предприятия в рамках системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. - No3 (67). - С. 115-120