Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Принципы построения коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
1. Система коррекционной работы с детьми с ОНР 1, 2, 3 уровня
ОНР 1 уровня
• задачи коррекционной работы с детьми данного уровня ре-чевого развития
Развитие понимания речи.
Развитие активной подражательной деятельности в виде произноше-ния любых звуковых сочетаний.
Развитие внимания и памяти.
• направления коррекционной работы с детьми данного уровня речевого развития
Работа строится поэтапно по следующим направлениям:
• Овладение пониманием речи.
• Активизация речевой деятельности.
• Развитие неречевых функций.
• содержание работы с детьми данного уровня речевого раз-вития.
Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ре-бенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части те-ла, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую ин-струкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голо-сам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. По-этому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.
ОНР 2 уровня
• задачи коррекционной работы с детьми данного уровня ре-чевого развития
– развитие понимания речи;
– активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
– развитие произносительной стороны речи;
– развитие самостоятельной фразовой речи.
• направления коррекционной работы с детьми данного уровня речевого развития
формировании фразы и включение ее в связную речь.
• содержание работы с детьми данного уровня речевого раз-вития.
– соотносить предметы с их качественными признаками и функцио-нальным назначением;
– узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
– сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко вы-деляемым признакам;
– понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и вини тельного падежей, некоторых простых предлогов;
– фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
– воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух– и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
– правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падеж-ные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
– общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нель-зя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.);
– называть свое имя, фамилию, своих друзей, имя и отчество логопе-да;
– уметь обращаться с просьбой, используя слова спасибо, пожалуй-ста;
– называть знакомые предметы в ед. и мн.числе, глаголы в ед. и мн.числе, прошедшем и настоящем времени;
– называть характерные признаки предметов по цвету, форме, вели-чине, назначению, вкусу, температуре;
– характеризовать действие, используя наречия.
ОНР 3 уровня
• задачи коррекционной работы с детьми данного уровня ре-чевого развития
развитие связной речи на основе расширения словаря, практического овладения формами словоизменения и способами словообразования, раз-личными типами словосочетаний и предложений.
• направления коррекционной работы с детьми данного уровня речевого развития
формирование полноценного звукопроизношения и слоговой структу-ры, освоение элементарных грамматических навыков;
развитие связной речи.
• содержание работы с детьми данного уровня речевого раз-вития.
– понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возраст-ной нормы;
– фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
– правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в са-мостоятельной речи;
– пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
– владеть элементарными навыками пересказа;
– владеть навыками диалогической речи;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019.
2. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения / Авт. – сост. Григоренко Н.Ю., Покровская Ю.А.– М. : ЛОГОМАГ, 2015. – 200 с.
3. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.
4. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
5. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – с. 22–27.
6. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
7. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс /Е.Н. Российская, Л.П. Гаранина – М.: АРКТИ, 2003. – 104с.