Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индивидуально-психологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявлениях воли. Существенное влияние на поведение человека может оказывать гипертрофированное развитие одной из черт характера, то есть ее акцентуация.
Акцентуации характера начинают проявляться в подростковом возрасте, что становится существенным препятствием при дальнейшей социальной адаптации. В зависимости от совокупности психологических особенностей индивида и влияния внешних условий, акцентуация характера личности может проявляться в ее деятельности в различных формах и оказывать влияние на общий эмоциональный фон и поведение.
Акцентуация в основном проявляется в виде различного рода конфликтов между человеком и его ближайшим окружением. Первые проявления наблюдаются в нежелании подчиняться педагогическому воздействию, в эмоциональной неустойчивости, недостатке выдержки, грубости, аффективных вспышках, немотивированном гневе, которые затем при неблагоприятных условиях могут трансформироваться в правонарушения. В то же время можно наблюдать, что подросток с акцентуацией характера обладает повышенной активностью, творческой энергией и другими положительными качествами, которые через крайние варианты нормы не находят общественно полезной реализации.
Специфика работы с акцентуированными личностями заключается в том, что акцентуации являются вариантами нормы. Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определённому типу уравновешиваются её позитивным влиянием на проявление творческих способностей личности, развитие индивидуальности.
Цель данной работы – рассмотреть акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции.
Понятие акцентуаций характера
Чтобы понять, что подразумевается под акцентуацией характера, необходимо проанализировать понятие «характер». В психологии этот термин понимается как совокупность (или набор) наиболее устойчивых особенностей человека, которые влияют на всю человеческую деятельность и определяют ее отношение к людям, к себе, к сути. Характер отражается в деятельности человека, в его межличностных контактах и, конечно же, он обеспечивает поведение своеобразным, уникальным способом.
Термин был предложен Теофрастом, который впервые дал широкое описание 31 типа человеческой натуры (типы характеров), среди которых он выделил скучный, хвастливый, неискренний, разговорчивый и т.д. В будущем были предложены много разных классификаций характера, но все они были построены на основе типичных черт определенной группы людей. Но бывают случаи, когда типичные черты проявляются более отчетливо, делая их уникальными и оригинальными. Иногда эти черты могут быть скрыты, и чаще всего они возникают спонтанно, под влиянием определенных факторов и при соответствующих условиях. Такое обострение (или, скорее, интенсивность) в психологии получило название акцентуации характера [12].
Акцентуация характера - чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт человеческой природы, которая подчеркивает уникальность человеческих ответов на факторы или конкретные ситуации. Например, беспокойство как черта в ее обычной степени проявления отражается в поведении большинства людей, попадающих в чрезвычайную ситуацию. Но если тревога становится акцентуацией характера человека, поведение и действия человека будут отличаться распространенностью неадекватной нервозности. Такие проявления характера находятся на грани нормы и патологии, но под воздействием негативных факторов некоторые акцентуации могут в психопатию или другие отклонения в умственной деятельности человека.
Таким образом, акцентуация характера
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.Н., Алексеева Т.И., Гадаева В.А. Влияние акцентуации характера на статус подростков в группе сверстников. // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. – 2015. – С. 207-211.
2. Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков. // Акмеология. – 2015. – №3 (55). – С. 186-189.
3. Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога: дис. . канд. психол. наук. – Казань, 2002. – 154 с.
4. Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья: избранные труды. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 416 с.
5. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков: Восток, 2014. – 222 с.
6. Калинина О.В. Активность личности как смысловое назначение // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 290-293.
7. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-пресс, 1995. – 607 с.
8. Куклина А.В., Козырева О.Н. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции. // В сборнике: Наука XXI века: теория, практика и перспективы Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 282-283.
9. Кулагина И.Ю. Полякова Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте // Системная психология и социология. – 2011. – №3. – С. 78-84.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
12. Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. – 2015. – С. 41-42.
13. Морозова Е.А. Особенности понимания категории "личность" в отечественной психологической науке. // В сборнике: Научные труды Самарской Духовной семинарии Сборник статей. – Самара, 2014. – С. 153-172.
14. Хакимова П. Акцентуации характера и стратегии принятия решений // COLLEGIUM LINGUISTICUM – 2020. Тезисы ежегодной конференции Студенческого научного общества. – 2020. – С. 189-190.
15. Шадриков В.Д. Мазилов В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
16. Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии // Вестник университета. – 2021. – №10. – С. 187-194.