Фрагмент для ознакомления
2
В книге говорится о появлении нового общественного класса – креативного. К креативному классу относятся люди, чья деятельность связана с творчеством и креативностью. Это ученые, инженеры, архитекторы, дизайнеры, писатели, художники, музыканты и другие. Данный новый класс выделяется на базе экономики, так как креативность – это движущая сила экономического развития.
Автор утверждает, что экономический рост происходит там, где преобладают терпимость, открытость и творческая атмосфера. Креативный класс способен играть ведущую роль в обновлении мира, так как обладает достаточной властью, талантами и человеческими ресурсами.
Глава 1 Трансформация повседневности
Ричард Флорида предлагает провести мысленный эксперимент, в котором обычного человека перемещают в будущее из 1900 года в 1950-е годы. И другого обычного человека из 1950-х годов перемещают в наше время. Кто из них будет больше поражен окружающими условиями жизни и новыми технологиями?
Первый человек будет ошеломлен новыми удивительными технологиями: вместо конных экипажей по дороге мчатся автомобили, в городах гигантские небоскребы, над реками огромные мосты, в небе самолеты, в домах у людей множество электроприборов, в супермаркетах новые усовершенствованные продукты, высоко развитая отрасль медицины, благодаря, в том числе, которой увеличилась продолжительность жизни.
Второй человек, перемещенный из 1950-х годов в наше время смог бы без особых проблем ориентироваться в современных условиях. В его глазах изменились марки машин, он бы по-прежнему смог сесть на самолет, возможно, в том же аэропорту, он без труда сумел бы научиться пользоваться современными электроприборами и техникой.
В данной ситуации понятно, что первый человек, перемещенный из 1900 года в 1950-е годы будет более сильно ошеломлен и поражен изменениями.
Однако данные люди впоследствии бы начали замечать, как изменились общественные нормы и ценности, манеры и привычки. И в данном случае приспособиться к новым моральным устоям второму человеку было бы намного сложнее. В трудовом коллективе он бы увидел людей, одетых как на отдыхе – в джинсы и рубашки без галстука, среди менеджеров увидел бы женщин и даже представителей других рас. Ему были бы непонятны татуировки и пирсинг, красующиеся на телах окружающих людей. Он увидел бы необычные пары одного пола, носящих прозвище «геи». Его бы поразила праздность людей, их непостоянство и карьеризм.
Что же послужило причиной таких глобальных изменений? Что случилось между 1950 –ми годами и современностью? Большинство ученых видят в данной трансформации нечто, протекающее независимо от нашей воли. Однако это не так.
Общество меняется в значительной степени потому, что мы этого хотим. И эти изменения абсолютно разумны и рациональны. Движущей силой изменений стала человеческая креативность, которая играет ключевую роль в экономике и обществе. В настоящее время креативность ценится как никогда высоко. Именно человеческой креативностью приводится в действие современная экономика. И в любой области производства побеждает тот, кто обладает творческим потенциалом, что справедливо для любой исторической эпохи. Человек постоянно модифицирует и улучшает всевозможные продукты, процессы и операции благодаря художественному творчеству и культурной креативности, для чего необходима благоприятная социально-экономическая среда. Следовательно, креативность выступает в качестве наиболее ценного товара нашей экономики - не являясь при этом товаром. Креативность – это продукт человека, его творческие способности, которые нельзя купить, продать, включить или выключить по желанию. На сегодняшний день творческий человек представляет собой дух времени, именно он является двигателем мирового прогресса. И в качестве основного источника креативности важнейший ресурс новой эпохи представляют собой люди.
Творческие люди живут там, где им нравится, они сами моделируют свою идентичность в соответствии с различными сторонами собственной креативности. А объекты потребления, новые формы досуга и отдыха выстраиваются уже вокруг этого процесса произведения идентичности. Тем самым, характерной особенностью нашего времени является утверждение, что все большее количество людей зарабатывает на жизнь креативным трудом.
В креативный класс входят около 38 миллионов человек. И этому классу принадлежит 30% всех работающих американцев. Креативный класс отличается от других классов способом зарабатывания денег. И если представителям рабочего класса платят за выполнение работы согласно плану, то креативному классу – за создание чего-то нового. И сегодня в США креативный класс численно превосходит традиционный рабочий класс, но уступает обслуживающему классу. Известно также, что члены креативного класса зарабатывают почти вдвое больше, чем представители двух других классов.
Автор предполагает, что креативный класс в последующие десятилетия будет продолжать расти. Известно также, что между креативными и другими классами возникают существенные разногласия в результате столкновения противоречащих ценностей, подходов и желаний. Креативный класс выбирает для проживания в основном крупные города и регионы с разнообразными экономическими возможностями. Эти люди сами определяют свой рабочий график, одеваются в свободной и неофициальной манере, не желают работать по принуждению. Подобный стиль работы превратился в экономическую норму, и компании всех типов стараются приспособиться к этим переменам с помощью создания креативной рабочей среды, которая необходима для творчества. С появлением креативного класса наиболее важное значение принимает более рациональное использование времени. Менее значимым на работе уже является расписание и количество отработанных часов, а более значимым результат труда, достижения. Замечена также тенденция молодых людей к наиболее напряженной и продуктивной креативной деятельности, а брак и рождение детей они переносят на более поздний возраст. Так, впервые за всю историю США средний репродуктивный возраст женщин превысил тридцать лет.
Глава 2 Креативный этос
Этос означает преобладающий дух или характер культуры. Креативность напрямую связана с развитием новых условий труда, стилей жизни, форм общения между людьми, которые способствуют творческой деятельности. Однако новая креативная экономическая система еще не сложилась окончательно и продолжает развиваться.
Согласно теории техно-утопизма, технологический прогресс поможет людям вырваться за рамки географии и покончить с войнами, так как все люди планеты станут ближе друг к другу. Недостатком данной теории является представление о том, что новые технологии не будут использованы, как инструмент обмана, разрушения или угнетения. Ричард Флорида не сомневается, что влияние технологии велико, но и в этой сфере огромное значение имеет человеческая креативность.
Другой миф говорит о том, что эпоха больших корпораций подошла к концу. Однако это не так. Компании Microsoft и Intel