Фрагмент для ознакомления
2
В группу экономических методов внутрифирменного управления входят внутрифирменное планирование; бюджетирование; ценообразование; коммерческий (хозяйственный) расчет.
Одним из основных экономических методов, применяемых на уровне предприятия (организации), является внутрифирменное планирование, которое, в свою очередь, реализуется на уровне организации (предприятия) при помощи специфических методов [12].
Планирование предусматривает заблаговременное принятие решений, т. е. определяет что следует делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.
Можно утверждать, что планирование устанавливает связь между существующим положением дел и тем, которое необходимо достичь. Оно дает возможность, во-первых, реализовать предоставляющиеся возможности, во-вторых, свести к минимуму будущий риск [6].
Место планирования среди других методов управления определяется, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления; во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.
Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:
1) устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;
2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;
3) достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
4) облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия [5].
Внутрифирменное планирование реализуется при помощи специфических методов, важнейшими из которых являются балансовый и нормативный. Балансовый метод – это метод установления и поддержания определенных пропорций при помощи системы балансов. В частности, при помощи баланса трудовых ресурсов на уровне организации устанавливается соответствие между потребностью в трудовых ресурсах и их наличием. Нормативный метод планирования обеспечивает наиболее рациональное распределение и использование трудовых ресурсов за счет их нормирования. Норма – это, как правило, абсолютная, предельно допустимая величина расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов на определенные планом цели. Так, норма выработки определяет необходимое количество продукции, которое должно быть произведено в единицу времени. Эта норма оптимизирует затраты живого труда [12].
Можно выделить четыре направления управленческой деятельности в рамках процесса планирования: научное предвидение, распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация [11].
Научное предвидение позволяет определять возможные изменения во внутренней и внешней среде организации и учитывать эти изменения при формировании целей. Оно реализуется в разработке организационных стратегий.
Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры, технологический опыт и т. п.
Адаптация к внешней среде охватывает все действия, которые улучшают отношения фирмы с ее окружением.
Внутренняя координация – это координация деятельности фирмы, учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Планирование предусматривает развитие систематического мышления менеджеров, а также их способность учиться на прошлом опыте, что позволяет организации корректировать свое стратегическое развитие. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее [1].
Любое предприятие, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должно заниматься планированием. Внутрифирменное планирование включает в себя и составление определенных программ, например, по капиталовложениям, повышению качества продукции, проведению НИОКР, управлению производством, маркетингом и т.д. Ниже на рис.1 представлена принципиальная схема внутрифирменного планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2018. - 272 c.
2. Акчурина А.М. Планирование и организация производства / А.М. Акчурина - М.: Руснайс, 2017. - 64 с.
3. Белова Т.А. Технология и организация производства продукции и услуг / Т.А. Белова, В.Н. Данилин. - М.: КноРус, 2018. - 238 c.
4. Бухалков М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков . - М.: ИНФРА-М, 2016. - 506 c.
5. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Магистр Инфра-М, 2019. – 656 с.
6. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / В.А. Горемыкин. – М.: Юрайт, 2017. – 704 с.
7. Гуськов Ю. В. Основы менеджмента : учебник / Ю. В. Гуськов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 263 с.
8. Егоршин А. П. Основы менеджмента : учебник / А. П. Егоршин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 350 с.
9. Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием: учеб. пособие / В.Г. Золотогоров. – Мн.: Книжный дом, 2016. – 448 с.
10. Новицкий Н.И. Организация, планирование и управление производством (курсовое проектирование) / Н.И. Новицкий. - М.: КноРус, 218. - 286 с.
11. Организация и планирование производства / под ред. Балакина М.Ф, Рязанова В.А. - М.: Academia, 2018. - 736 с.
12. Савкина Р.В. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Р.В. Савкина; под ред. Р.В. Савкина. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 324 с.