Фрагмент для ознакомления
2
Задача № 1
Профессиональные действия и психотерапевтические приёмы, с помощью которых можно активизировать исповедь клиента; снять психологическое напряжение клиента; настроить клиента на положительно-продуктивный лад, повысить эффективность психотерапевтической сессии и в целом добиться позитивного результата сессии:
установление психологического контакта для снятия психологического напряжения у клиента (приветствие, уютная обстановка, приятная улыбка, предложение кофе-чая, опрятный внешний вид психолога, активность психолога; ободрение и успокаивание и т. д.);
проявление аутентичности (выражение искренности по отношению к клиенту);
соблюдение принципа конфиденциальности для доверия клиента, его убеждения в том, что любые его откровения не подлежат огласке;
делегирование ответственности клиенту за все, что происходит в его жизни;
безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности;
проявление сочувствия, эмоциональная поддержка клиента;
поощрение как подтверждение высказанного клиентом в целях поддержания его действий, поступков и поведения;
техники самораскрытия психолога, когда психолог делится своим опытом, своими чувствами;
техника «зеркализация» для усиление эмпатии, расположения к психологу;
Задача № 2
Этапы консультирования, когда у психолога могут возникнуть такие переживания и мысли: Что это он пытается сказать?; Надо проверить, правильно ли я понял(а) его (её)…; Такое в моей практике уже встречалось…; Он (она) меня ещё учит жить…; Что же он (она) от меня ещё хочет?; Как же его (её) остановить в его(её) речи?; Неужели я ему(ей) ещё не надоел(а)?
Этапы консультирования по Немову Р.С.
Диагностический этап для выслушивания клиента и выяснения его круга проблем и трудностей, уточнения гипотез: «Что это он пытается сказать?; Надо проверить, правильно ли я понял(а) его (её)…; Такое в моей практике уже встречалось…».
Рекомендательный этап, где происходит совместная выработка практических рекомендаций по решению проблемы клиента: «Он (она) меня ещё учит жить…».
Контрольный этап, где завершается консультация и психолог с клиентом договариваются, как будет оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций: «Что же он (она) от меня ещё хочет?; Как же его (её) остановить в его(её) речи?; Неужели я ему(ей) ещё не надоел(а)?».
Этапы консультирования по А.Е. Айви, М.Б. Айви
Второй этап процесса консультирования – сбор информации; «выделение проблемы», когда необходимо выделить наиболее значимые, ключевые психологические проблемы клиента: «Что это он пытается сказать?; Надо проверить, правильно ли я понял(а) его (её)…; Такое в моей практике уже встречалось…».
Четвертый этап психологического консультирования «выработка альтернативных решений», где необходимо повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения: «Он (она) меня ещё учит жить…».
Пятый этап психологического консультирования, «обобщение», где должен произойти переход от обучения к действию: «Что же он (она) от меня ещё хочет?; Как же его (её) остановить в его(её) речи?; Неужели я ему(ей) ещё не надоел(а)?».
Задание № 3
Пять последовательных и взаимосвязанных между собой этапов психотерапии:
Первый этап («Привет!») – установление и закрепление доверительных взаимоотношений. Происходит знакомство, установление психологического контакта, заключение контракта, выяснение запроса и формулирование гипотез; достижение взаимопонимания и ориентирование на работу.
Второй этап («В чем проблема?») – сбор информации о клиенте. На том этапе собирается дополнительная информация о клиенте; выделяется проблема и ее истинные причины. Идет поиск потенциальных возможностей клиента.
Третий этап («Чего вы хотите добиться?») – определение психотерапевтических мишеней; анализ и интерпретация проблематики клиента. У клиента происходит осознание желаемого результата.
Четвертый этап («Что еще мы можем сделать по этому поводу?») – применение конкретных методик и техник в зависимости от выявленной проблемы и на основе этого всесторонняя профессиональная проработка психологом значимых затруднений клиента. Также, представляет собой выработку оптимальных альтернативных решений с учетом его ресурсов, обстоятельств, времени, эмоциональных затрат.
Пятый этап («Как Вы будете делать это?») – обобщение предыдущих этапов; закрепление достигнутых результатов и завершение консультативного процесса. Клиент вместе с психологом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. Переход от обучения к действию.
Задание № 4
Случаи, в которых консультант нарушает профессиональную этику, моральные нормы, просто правила общежития? (см. Приложение 1)
В ситуации №1 консультант не смог решить этические противоречия во взаимоотношениях с клиентом, потому что в ситуации, когда человек угрожает своей или чьей-то жизни, наступают ее ограничения. И клиент должен быть проинформирован об этих пределах заранее. При этом психолог соблюдал принцип конфиденциальности, хотя ему надо было проинформировать клиента о том, что обязан сообщить о его преступных намерениях органам власти, а также, сообщить родственникам клиента, если его намерения к суициду имеют высокую степень вероятности.
В ситуации №2 нарушен принцип конфиденциальности, т. к. психолог получил всю информацию о затруднениях клиента на основе установленных доверительных отношений, а затем раскрыл биографические данные клиента посторонним людям, которые и г узнали историю проблем клиента.
В ситуации №4 нарушен принцип осведомленности и добровольного согласия клиента. Клиентов Р. и С., психолог обязан был известить о цели снятия их на камеру, о дальнейших способах использования полученной информации. При этом, если клиенты дали информированное согласие на эту процедуру, только тогда психолог имеет право использовать видео с их участием.
Задание № 7
На основе представленной ситуации (см. Приложение 3) определить для нее следующее:
Ситуация №1
• вид психологического консультирования: семейное консультирование;
• цель психологического консультирования: коррекция поведения ребенка;
• жалоба и запрос клиента (сформулируйте жалобы и запросы клиента, пришедшего на психологическую консультацию): жалоба на плохое поведение сына, склонность ко лжи, немотивированной возможным наказанием. Нежелание учиться или заниматься общественно полезной деятельностью. Запрос по поводу изменения поведения сына;
• определите тип клиента: мотивированный клиент;
• сформулируйте версии причин (гипотезы) приведенной ситуации: эмоциональное неприятие ребенка, резкая критика его поведения вызывает у ребенка желание обратить на себя внимание любым способом;
• определите этапы психологического консультирования и примерное время работы с клиентом:
первый этап – знакомство с семьей, установление контакта; сбор данных об исследуемой семье (10 мин.);
второй этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, анализ родительско-детских отношений, семейной ситуации (15 – 20 мин.);
третий этап – анализ и интерпретация проблематики клиента (10 мин.);
четвертый этап – применение определенных методов работы, в зависимости от выявленной проблемы и на основе этого всесторонняя профессиональная проработка этой проблемы (20-30 мин.)
пятый этап – закрепление достигнутых результатов и завершение консультативного процесса (10 мин.)
Количество семейных консультаций 4-8 встреч;
применение психологической диагностики (какие методы стоит применить в данном случае): применение теста-опросника родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.); опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» ; «Изучение взаимоотношений» (Т. Шрайбер); методики «Незаконченные предложения» (детско-родительский вариант); «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана; методики «Рисунок семьи»; рисуночной методики «Семья животных».
Ситуация №2
• вид психологического консультирования: семейное консультирование (детско-родительские отношения);
• цель психологического консультирования: коррекция детско-родительских отношений;
• жалоба и запрос клиента (сформулируйте жалобы и запросы клиента, пришедшего на психологическую консультацию): жалобы на трудности взаимоотношений с дочкой; запрос на изменение поведения дочери;
• определите тип клиента: мотивированный клиент;
• сформулируйте версии причин (гипотезы) приведенной ситуации: подросток стремится сформировать собственный опыт, а не навязанный извне матерью; девочка выражает протест против контроля матери;
• определите этапы психологического консультирования и примерное время работы с клиентом:
• первый этап – знакомство, установление контакта; сбор данных о клиенте (10 мин.);
• второй этап – диагностический. Данный этап подразумевает подробное изучение психологом проблемы клиента, анализ взаимоотношений, семейной ситуации (15 – 20 мин.);
• третий этап – анализ и интерпретация проблематики клиента (10 мин.);
• четвертый этап – применение определенных методов работы, в зависимости от выявленной проблемы и на основе этого всесторонняя профессиональная проработка этой проблемы (20-30 мин.)
• пятый этап – закрепление достигнутых результатов и завершение консультативного процесса (10 мин.);
• применение психологической диагностики (какие методы стоит применить в данном случае): проективная методика «Родительское Сочинение»; тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.); опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»; «Изучение взаимоотношений» (Т. Шрайбер); методики «Незаконченные предложения» (детско-родительский вариант).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. - М.: Психотерапевтический колледж, 2000. -310-322 с.
2. Андронникова, О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 415 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/ Электронно-библиотечная система
3. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.
4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Класс, 1994. - С. 12-34, 102-131
5. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.— 264 с. — (Современная психология и психотерапия).
6. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере / В. Франкл // под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2004. – 239 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0371/index.shtml?from_page=62.