Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек формирующийся, как личность отталкивается в построении своего самосознания от очень многих факторов. Прежде всего - это социальная среда, в которой он воспитывался и рос. Обстановка и отношения, принятые в семье, являются основой его поведенческой модели. К примеру, если, с детства для ребёнка стало нормой слышать брань, то такое общение становится для него нормальным, он не осознаёт, что большинство людей считают это не правильным. В период его взросления очень большую роль играет общество сверстников, в котором он общается. Вполне естественно, что, попав в здоровую среду, будет выстраивать линию своего поведения именно в этом направлении.
Человек - самое сложное творение природы. И, естественно, существование множественных факторов, влияющих на формирование его личности. К одному из очень важных факторов воздействия на формирующуюся личность (молодого человека) в современном мире можно отнести и СМИ (средства массовой информации). Средства массовой информации называют четвёртой властью. Поистине, сила их влияния на население огромна. В нашу жизнь давно вошли такие понятия, как «информационная политика», «информационная война», «информационная бомба». Но линия поведения, принятая на сегодняшний день СМИ, скорее напоминает состояние информационной войны против жителей нашей страны. Дети и подростки, наиболее незащищённые и восприимчивые к информации. Особенно, если, эта информация доносится известным телеведущим, или другим публичным известным человеком. В ряде случаев молодёжь не может правильно оценивать ситуацию и принимает на веру навязываемые им образцы преступного поведения. В случае, когда несовершеннолетний не получает должного внимания со стороны родителей эта ниша заполняется влиянием извне.
1. Роль СМИ в формировании девиантных форм поведения
Под девиантным поведением подразумеваются действия человека отличающиеся от официально установленной нормы. Норма же сама по себе является определённым набором правил, принятых в определённом обществе. Очень интересно отметить, что в различных общественных формациях приняты разные правила. И именно соблюдение этих норм приводит к сохранению социальной системы. Любой социальный группе присущи свои обычаи. Так где же та точка, путь до которой не является нарушением социальных норм? Любое поведение человека, нарушающее прописанные обществом нормы уже само по себе отклоняющееся. Понятие девиантного поведения достаточно относительно, происходит это потому, что всё измеряется шкалой принятой внутри данной группы. Например, в преступном мире считается нормой воровство. Хотя для большей части человечества такое поведение девиантно. Но всё-таки существует определённая матрица, по которой функционирует любое социальное общество, где к отклонённому поведению относятся: преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, психическое расстройство, проституция, азартные игры.
Роль СМИ в процессе социализации подростка, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями.
В большинстве случаев ее констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции средств массовой информации в общей структуре досугового времени современного подростка (в основном речь идет о телевидении и интернете).
Об увеличении роли современной рекламы в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родители, друзья, учителя) значение средств массовой информации (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.
Детальный анализ телевизионных трансляций с точки зрения сцен насилия и эротики и их влияния на эмоциональное состояние детско-подростковой аудитории - при всей двойственности возможных теоретических интерпретаций - свидетельствует об их скорее «разрушающем» влиянии на личность подростка.
Проблемы «дети и реклама» волнует всех: родителей, педагогов, психологов и врачей. Ведь современная реклама знакомит подростков с явлениями природы и общественной жизни. Здесь расширяется их кругозор, знания, словарный запас. Часто после просмотра ролика подростки с удовольствием рассматривают картины, перечитывают книги, на которых была основана передача, рисуют любимых героев.
Через телевидение, интернет и рекламу современные подростки многому обучаются, и многое узнают - как полезное, так и не полезное. Для многих подростков сидение «в интернете» и у телевизора стало привычкой.
У современных подростков один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации.
Увиденное подростком обязательно отразится на его нервной системе, настроении, отношении к жизни, поведенческих проявлениях.
Особенно реклама влияет на впечатлительных людей, и людей с еще неокрепшей нервной системой - детей и подростков. Эти самые подростки, просматривая очередной фильм или развлекательную программу, обязательно увидят ролики, рекламирующие различные виды товара необычным способом и поведением. Данные ролики как бы являются наглядным способом необходимого поведения в какой-либо ситуации. Чаще всего это бывает проявление агрессивности, что присуще их возрастным особенностям
Таким образом, рассмотрев основные источники возникновения агрессивного поведения у подростков, необходимо отметить, что само
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахундова Л.А. Гемблинг как форма нехимической аддикции в современном обществе // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №4. - С. 91-93.
2. Гутман, И.Е. Компьютерные виртуальные игры: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / И.Е. Гутман. - Санкт-Петербург, 2009. - 193 с.
3. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 27-49.
4. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 249 с.
5. Печерников Д. Поведение, которое нам навязывают сериалы //Остров Горн, 2014, № 8 (Дата обращения – 20.04.2018) URL-адрес: http://contrlist.ucoz.ru/index/povedenie_kotoroe_nam_navjazyvajut_serialy/0-790
6. Помелов В.А. Геймер: игроман или креативная личность? // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - №3 (39). - С. 76-81.
7. Собкин В.С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980-90-х. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - С. 11-94.
8. Собкин В.С., Хлебникова М.В. Старшеклассник и компьютер: проблемы социального неравенства. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - С. 284-329.
9. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального опыта. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 464 с.