Фрагмент для ознакомления
2
Задание4. Вставьте пропущенные слова:
1.Изотерапия - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
2. Танцетерапия - творческая двигательная деятельность, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств, состояний, эмоций и переживаний.
3. Аутотренинг - метод, предполагающий обучение ребенка с ОВЗ мышечной релаксации, самовнушению.
4. ,Библиотерапия. В основе технологии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства.
5. Имаготерапия. Основой технологии является театрализация психотерапевтического процесса с использованием творческой активности личности.
6. Психодрама. состоит в том, что «актеры» - дети играют не готовые роли, а свободно под руководством ведущего разыгрывают импровизацию на тему травмирующей ситуации.
7. Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
8. Психогимнастика включает в себя тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры.
9. Вокалотерапия - лечебная и коррекционная работа с ребенком посредством пения.
10. Кинезитерапия основана на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности ребенка под музыку.
11. Музыкоцветотерапия способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.
12. Сказкотерапия - вид библиотерапии, в основе которого лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.
Задание.5 Познакомьтесь с файлом «Устранение желанных стимулов» в Библиотеке дисциплины. Прочитайте каждый из следующих сценариев, определите, что пошло не так, и предложите способы повышения действенности вмешательства:
1. Всему есть предел.
Миссис Клинтон применяет в своем классе жетонную систему вознаграждения. Ученики как накапливают баллы, так и теряют их (штрафы). Спустя две недели ей приходится скорректировать предельное количество баллов, которое могут набрать и использовать ученики. Миссис Клинтон решает, что количество баллов, которое может заработать каждый ученик за неделю, не должно превышать стоимость самого «дорогого» пункта в меню подкреплений более чем на 5%. В течение всей следующей недели ученики зарабатывают баллы согласно новой схеме, а теряют их согласно старой схеме. Ко второй половине четверга ученики окончательно утрачивают интерес к учебе.
Изменена система зарабатывания баллов в сторону снижения, но не изменена система штрафов. Тем самым детям стало просто не интересно зарабатывать балы при усиленных затратах.
Систему необходимо пересмотреть всю, как получение баллов, так и штрафы. Скорее всего необходимо снижать систему штрафов в данном случае.
2. Продолжается и продолжается, и продолжается.
Мисс Коэн решает штрафовать учеников за вставание с места без разрешения и оскорбление одноклассников, о чем им сообщает. Во второй половине дня Стив встает с места без разрешения. Мисс Коэн просит вернуть три жетона.
– Стив, ты встал со своего места без разрешения, – говорит она. – Это будет стоить тебе три жетона.
Это не считается! У меня была уважительная причина, – возражает Стив. – Рон уронил деньги, и я помог их собрать.
Стив, причина не имеет значения.
Кроме того, три жетона – это слишком много, – не унимается Стив.
Мало того, что я встал по уважительной причине, так всего же на секундочку!
Стив, кажется, я говорила, что вставание с места стоит три жетона. Верни мне их. Я жду.
Говорили. Но вы же должны понимать, что я не стал бы вставать со своего места, кроме как по очень уважительной причине. Этот диалог продолжается и продолжается, и продолжается.
Преподавателем не было донесено до детей в каких случаях они могут вставать с места по уважительной причине. Если вставать нельзя и по уважительной причине, это нужно было донести до детей, тогда бы не возникло данной ситуации.
Ребенку сложно отдавать свое честно заработанное, тем более, если он не согласен со штрафами, поэтому ребенок и вступил в спор.
Обозначить уважительные причины или обозначить действия детей при необходимости покинуть свое место
Необходимо продумать возврат жетонов без труда для преподавателя, или заменить жетоны на баллы
3. Соревнование амфибий.
Мистер Моррис организовал математическое соревнование между Лягушками и Жабами. Если члены команды правильно решали некоторое количество задач, то команда получала очки; если члены команды кричали и вырывали бумаги друг у друга, то команда теряла очки. Первый раз, когда Лягушки начали кричать, Мистер Моррис оштрафовал их на одно очко.
В следующий раз он снова оштрафовал их на одно очко. Когда стали кричать Жабы, мистер Моррис оштрафовал их на два очка больше, чем Лягушек, потому что они кричали громче. Когда это повторилось, Жабы потеряли три очка, а Лягушки – одно. Затем Жабы потеряли дополнительное очко за «недовольство». В конце концов Жабы проиграли – им удалось накопить лишь несколько очков за правильное решение задач.
Странное распределение штрафов, за одно и тоже разный размер штрафов, конечно команда начала возмущаться и в конце просто обесценило всю систему получения очков.
После нарушения тишины, необходимо было обеим командам напомнить систему штрафов и напомнить какое поощрение команда получит в случае выигрыша.
4. В обществе.
В ходе обучения в общественных местах миссис О'Хара применяет тайм-аутные ленты. Перед каждой поездкой она и трое учеников подробно обсуждают хорошее и плохое поведение, а также последствия плохого поведения: «Я заберу ваши браслеты, и в течение следующих пяти минут вы не сможете зарабатывать жетоны на десерт». Каждый раз, когда кто-то нарушает правила, она забирает браслеты всех троих учеников и не возвращает их пять минут.
Если один нарушил правила, то тайм-аутные ленты снимают у все троих учеников, не справедливо, что лишает учеников, не имеющих отношение к нарушению зарабатывать балы.
Забирать браслеты необходимо у того, кто непосредственно нарушил правила, тем самым преподносится урок остальным и нарушителю в частности, в те штрафные минуты лучше преподнести урок и дать возможность заработать баллы ученикам, что бы нарушивший видел, что он потерял.
5. Весы правосудия.
За обеденным столом ученики мистера Брауна обсуждают жетонную экономику в своем классе. Первый понедельник каждого месяца мистер Браун объявляет правила получения и потери баллов на месяц. Во второй половине дня класс эти правила обсуждает и дорабатывает. В октябре ученики мистера Брауна будут получать один балл за сдачу домашних заданий, один балл за согласование подлежащего и глагола в ежедневных письменных работах на уроке словесности и один балл за каждую прочитанную библиотечную книгу. Они будут терять два балла за каждый карандаш, который точится более двух раз за день, два балла за брошенную на пол бумажку и три балла за перешептывание с соседом. Ученики говорят, что это несправедливо, но не могут сформулировать, что именно им не нравится.
Система более обращена на наказание, а не на поощрение, по 1 балу за хорошее поведение и по 2-3 бала за нарушение, при этом нарушением считается даже источенный карандаш при этом нужно много писать, получается, что чем больше ты пишешь тем больше штрафов ты получишь.
Необходимо изменить систему штрафов, а именно причины нарушений, точить карандаш точно исключить из данного списка, можно заменить на сломанный карандаш, так ученики будут бережно к нему относиться, но при этом стимул учится восстановиться.
6. Совместный поход.
Джон – шестилетний мальчик с аутизмом. Он постоянно хнычет и всплескивает руками, отчего кажется очень несчастным. Учитель просит свою помощницу проводить Джона в помещение для тайм-аута. По дороге она ласково разговаривает с мальчиком, а напоследок вручает ему его любимые ключи. Данные за три недели свидетельствуют о том, что частота нежелательного поведения Джона не снижается.
Учитель поощряет поведение Джона ласковым голосом и вручением его любимых ключей, к тому же Джон аутист у него уже выработался рефлекс поведения, когда он захочет отдохнуть и поиграть в свою игрушку, то ему следует похныкать и произвести всплески руками.
Для изменения его поведения, необходимо изменить выработанный у Джона рефлекс, например дать игрушку за хорошее поведение, в тот момент когда он не хнычет, изменить временной порог.
Задание 8. Подберите приемы и материалы для коррекции у детей с нарушениями зрения: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления (по 2-3 на каждый психический процесс).
Коррекции слухового восприятия:
1. «Назови музыкальный инструмент?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: бубен, барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, трещетка и т. д.
Ход игры: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить какой музыкальный инструмент играет за ширмой. Затем он просит рассказать, что дети слышали. Побеждает тот, кто правильно определит музыкальный инструмент.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Назови музыкальный инструмент?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине внимательно слушать, что происходит за ширмой. А потом по моему сигналу назвать игру какого инструмента вы слышали.
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
2. «Ап!»
Цель: развивать ориентировку на слова ведущего.
Ход игры:
Ведущий показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем ходить по кругу пока играет бубен. Если бубен замолчит, и ведущий скажет слово «Ап!» вы меняете направление. Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и команду «Ап!»
Коррекции зрительного восприятия:
1. «Зашумленные картинки»
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации или контуры наложены друг на друга.
Ход игры: Педагог предъявляет по очереди карточки и просит назвать спрятанные в них предметы. Предъявляются 5-7 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
2. «Помоги художнику, дорисуй картину»
Оборудование: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.
Ход игры: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д.
Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).
Коррекция тактильного восприятия:
1. Игра «Волшебный мешочек»
Оборудование: мешочек, разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).
Ход игры: Ребенку предлагается поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
2. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?
Оборудование: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
Ход игры Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
Коррекция произвольного внимания:
1. «Хлопни если услышишь»
Ход игры: Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, волк, чашка, кошка, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. п. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.
2. «Найди и вычеркни»
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания
Оборудование: таблицы
Ход игры: Ведущий показывает картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых ребенку предметов. Ребенку предлагается по строчкам этого рисунка зачеркнуть названный предмет или предметы.
Коррекция мнестической деятельности:
1. Игра «Я положил в мешочек …»
Ход игры: Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешочек грушу». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешочек грушу и яблоко». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т. д.
2. «Сложи фигурку из палочек».
Оборудование: счетные палочки.
Ход игры: Игра идет в словесном плане. Воспитатель складывает из палочек на столе простую фигуру (елочку, домик, квадрат, треугольник и т. п.) и просит ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрывает эту фигуру и попросит повторить, сложить такую же. Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Коррекция наглядно-действенного мышления:
• Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
• Лепка из пластилина.
Коррекция наглядно-образного мышления:
1. «Четвертый лишний»
Ход игры: Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Воспитатель предлагает детям определить слово, которое является лишним.
СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки.
Обязательно добиваться объяснения детей.
2. «Непослушные дети»
Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть немного непослушными и говорить все наоборот.
ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ, КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
Коррекции словесно-логического мышления:
1. «Продолжи ряд»
Ход игры: Воспитатель предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
Слива, яблоко …
Береза, сосна …
Кукла, мишка …
Илья, Маша …
2. «Найди отгадку к загадке»
Оборудование: картинки с изображением предметов или явлений
Задание 9. Проанализируйте нормативные документы (ссылка: http://ivo.garant.ru/#/document/70464980/paragraph/1:0) и определите специальные условия обучения, воспитания и коррекции детей с нарушениями слуха в дошкольной образовательной организации.
Общие специальные образовательные условия для глухих детей включают:
а) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (наличие утвержденного паспорта доступности организации и «дорожных карт», характеризующих доступность для инвалидов объектов и услуг образовательнойорганизации);
б) использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
в) проектирование и реализацию адаптированных образовательных программ и использование специальных методов обучения и воспитания;
г) использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
д) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь;
е) организацию групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
ж) предоставление других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с нарушением слуха.