Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внимание представляет собой избирательную направленность на тот или иной объект и концентрацию на нем, углубленность, направленную на объект познавательной деятельности .
Для реализации внимания недостаточно переключения. Важна фикса-ция объекта сосредоточенности и сохранение его в памяти. Сложнее всего удерживать выбор в сознании на определенное время, чем перенаправлять внимание.
1 Понятие, виды рассеянности. Причины рассеянности
Рассеянность связана, прежде всего, с вниманием.
Внимание, которое направлено на объект, помимо фиксации постоянно реализует процесс сравнения цели и реального результата, реализуя при этом функции регуляции и контроля.
Но не всегда внимание нацелено на внешнюю деятельность. Существует интеллектуальное внимание , которое направлено внутрь человеческого со-знания, на конкретные мысли и образы и оно отличается от сенсорного вни-мания.
При предельном интеллектуальном внимании может реализовываться «профессорская рассеяность», выражаемая в полном игнорировании окру-жающего мира.
Деление на интеллектуальное и сенсорное внимание использовал в сво-их работах У. Джеймс , относя их к проявлениям как произвольного, так и непроизвольного внимания.
Есть и моторный процесс внимания. Он проявлен тогда, когда повы-шенная концентрация нацелена на исполнение физических действий. Напри-мер, канатоходец проявляет моторное внимание при прохождении по тросу.
Опишем теперь непроизвольное и произвольное внимание.
Непроизвольное внимание основывается на сигнале рефлекса, который, при поступлении в мозг, на неосознаваемом уровне управляет переключени-ем внимания. Этот вид внимания удерживается и протекает вне зависимости от человеческого желания, и является одной из первых форм внимания в эволюции. Непроизвольное внимание связано с человеческим интересом.
Произвольное внимание же проявляет себя в сознательной направлен-ности и регулируемости, когда человек сам выбирает свой предмет концен-трации. Этот вид психического процесса не реализуется стихийно, а может быть реализован на объекте, который интерес не вызывает.
Опосредованный характер – это первый признак произвольного вни-мания. Данное внимание – активно. Но оно, как и непроизвольное, включает в себя пассивность и активность. Кроме того, произвольное внимание обла-дает процессами воли, поскольку ведущая роль сознания – это приоритетная в определении данного внимания.
2 Рассеянность и ее проявление на примере младшего школьного возраста
На этапе современного развития образования актуальной становится проблема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Внимание играет важную роль в усвоении учебного материала и является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.
Проблемой развития свойств внимания занимались такие ученые как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. В результате исследований, которые были проведены выдающи-мися отечественными психологами, были раскрыты особенности внимания младших школьников.
Качество внимания, необходимое для успешной работы в классе и до-ма, лишь частично может быть развито и подготовлено в детском саду или в семье. Оно формируется в самой учебной деятельности маленького школь-ника.
Учащиеся первых классов не умеют еще направить свое внимание на то, чтобы выделить главное, существенное в рассказе, предложении или кар-тине. Им крайне сложно длительно сосредоточиться на работе, если она од-нообразна и неинтересна. Их внимание быстро отвлекается, а возможность волевого регулирования внимания весьма ограничена. Например, если в ма-тематической задаче идет речь о красных и белых цветах, на которые приле-тели бабочки, учащиеся легко «переключаются» с оперирования цифрами на обсуждение цвета бабочек, их видов, будут вспоминать, где и когда они их видели или ловили. Внимание к деталям рассказа (событиям) есть результат характерной для младших школьников ситуативности восприятия сложных для них явлений, неумение вычленить главное, проанализировать и увидеть существенные связи в воспринимаемом целом.
Значительно лучше у детей младшего школьного возраста развито не-произвольное внимание. Все новое, яркое, интересное, неожиданное привле-кает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Особенности внимания младших школьников, связанны с возрастными образованиями высшей нервной деятельности. Также усугубляющим факто-ром является недостаточная их подготовленность к учебному труду. Узкона-правленность внимания, неумение распределять его в течение длительного времени между разными делами: слушать обучающий материал, смотреть на доску, слушать ответы товарища, следить за своей работой в тетради, - неко-торые учителя рассматривают как рассеянность, которая мешает учебному процессу в школе.
Действительно, учебная работа в школе требует сосредоточения, но у многих детей, поступивших в школу, образовавшаяся ведущая деятельность крайне слаба. Она образуется с трудом и легко угасает. Дети младшего школьного возраста часто рассеянны .
Заключение
Итак, под рассеянностью внимания понимается нарушение способности концентрировать само внимание. Это, по сути, явление невнимания.
Дифференцируют истинное невнимание (внимание блуждающее, про-страция); мнимую рассеянность (как причина сложности распределения вни-мания); ученическую рассеянность (внимание отвлекаемо, подвижно); старче-скую рассеянность. Выделяют и неспособность человека сосредоточиться на каких-то своих чувствах, переживаниях. Есть и моторная, когнитивная, из-бирательная рассеянность.