Фрагмент для ознакомления
2
Практическая реализация специального дошкольного воспита¬ния связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм по¬мощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей сте¬пени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.
Модель семейно-общественного воспитания может рассматри¬ваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как уни¬верситеты для родителей, материнские школы, курсы для моло¬дых матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при психо¬лого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и роди¬телям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной програм¬ме развития.
Принцип системности воспитания ребенка требует учета слож¬ного характера психического развития в онтогенезе, на что впер¬вые было указано Л. С. Выготским. Принцип системности в кор¬рекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ре-бенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах ди¬агностического обследования, итогом которого становится пред¬ставление системы причинно-следственных связей, иерархии от¬ношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как струк¬тура нарушения (система причинно-следственных связей, обус¬ловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследо¬ваний А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка про¬исходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые пред¬ставляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологичес¬ких новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание оп¬ределенных условий для обогащения всех основных видов деятель-ности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной сис¬темы в его взаимодействии с более широкими социальными сис¬темами — семьей, непосредственным окружением, а затем и дош¬кольным учреждением. На основе информации и анализа собранных данных, получен¬ных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нару¬шения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воз¬действия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии кор¬рекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-пер¬вых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направ¬лена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.
Задание 2. Проанализировав лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните таблицу «Достоинства и ограничения словесных, наглядных и практических методов в обучении умственно отсталых дошкольников»:
Задание 6 Разработать календарно-тематический план на неделю для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме «Мое здоровье». Обосновать тематику, форму организации, содержание, методы и приемы работы.
КТП в разделе «Мое здоровье» было направлеоа на закрепление», представлений о целостности организма человека, о взаимосвязях в деятельности систем организма и о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Ребёнок познакомился с основными средствами познания мира - зрением, слухом, обонянием, вкусовыми ощущениями, учился им доверять и использовать их в повседневной практике, фиксировал свои ощущения в речи, а также познавал себя через общение с окружающими людьми. Создавая технологии, укрепляющие здоровье, мы понимали, что именно общение взрослого и ребёнка создаёт ту основу, которая необходима для формирования у детей с ЗПР эталонов позитивного отношения к своему здоровью. При этом создаются предпосылки адекватного реагирования детей на те или иные жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия человека, либо наносят им урон.
Задание 9. Разработайте рекомендации для родителей ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения.
Как вести себя, если ребенок проявляет упрямство, капризы, непослушание
1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.
3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему,
как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
5. Дети не могут управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
Что делать, если ребенок негативно демонстрирует поведение
Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита внимания, общения, высоких оценок.