Фрагмент для ознакомления
2
Образование во все времена являлось важнейшим показателем развития как отдельно взятого человека, так и всего государства. Качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях формирует личность будущего выпускника, закладывает в него знания, умения, систему ценностей – все то, с чем он входит в общественную жизнь.
Поскольку именно образовательные учреждения выступают тем социальным механизмом, который «производит» граждан нашего общества, передавая культурное наследие из поколения в поколение, становится очевидным, что от уровня культуры и образования зависят потребности общества и уровень его социального развития.
Задачи:
- описать понятие «педагогика»;
- рассмотреть основные компоненты педагогической системы;
- изучить основные виды обучения;
- проанализировать государственный образовательной стандарт;
- изучить ФГОС и ООП дошкольного образования, их значение и сущность.
1 Дайте три различных определения понятия «Педагогика» в трактовках разных авторов
Педагогика - наука о воспитании и обучении человека.
Есть разные трактовки этого понятия:
- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
- наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
- теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов). Специфика педагогической деятельности в контексте современных подходов и технологий организации образовательного процесса определяется рядом объективных и субъективных условий. Современный педагог, являясь субъектом взаимодействия в организуемом им образовательном процессе, должен обладать не только профессионально ориентированной готовностью, но и определенным набором личностных и профессиональных качеств. Как известно, профессия педагога относится к профессиям типа «Человек – Человек». Поэтому педагог должен отличаться следующими личностными качествами: эмоциональной устойчивостью и хорошим самочувствием в работе с людьми, способностями к продуктивному общению и эмпатии, умениями организации эффективного взаимодействия с окружающими и т.п. [14, с. 108]
Вывод. Есть разные трактовки педагогики: - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; - отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; - теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство.
2 Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы
Предлагаем структуру ПС, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным. В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности [13, с. 79]. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой ПС – педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.
Рисунок 1 – Элементы педагогической системы
Компоненты: учащиеся; цели воспитания (общие и частичные); ) содержание воспитания; процессы воспитания (собственно воспитание и обучение); учителя (или технические средства обучения); организационные формы воспитательной работы.
Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации.
Важными компонентами педагогической системы, не сводимыми к выделенным, являются также:
1) результаты;
2) управление учебно-воспитательным процессом;
3) технология.
Выводы. Функциональные компоненты педагогической системы: оценочный, гностический, проектировочный, коммуникативный, конструктивный, прогностический, организаторский.
3 Охарактеризуйте основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса
Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития. Главными этапами можно назвать:
1) подготовку педагогического процесса;
2) осуществление педагогического процесса;
3) анализ результатов.
Первый этап - подготовительный: это организация процесса. Имеет следующие задачи - целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль [15, с. 58].
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагога и обучаемых;
- использование намеченных методов, форм и средств педагогического процесса; педагогический диагностика дошкольный учреждение
- создание благоприятных условий;
- осуществление разнообразных мер стимулирования педагогической деятельности;
- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок. Условия построения целостного педагогического процесса всегда связаны между собой: первая формирует вторые.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 25.02.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 25.02.2023)
Статьи, учебники
3) Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. ‒ Казань, 2012. – 506 c.
4) Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. ‒ М., 2002. – 482 с.
5) Астафьева Е. Н., Трактовка педагогики ненасилия в работах российских исследователей первых десятилетий XXI века // Школьные технологии. — 2022. — № 1. — С. 49-55
6) Бережнова Е. В., Принцип информатизации: состояние проблемы реализации в педагогической практике // Образование и общество. — 2020. — № 4. — С. 83-90
7) Гвоздева А.Н. Дидактические принципы в концепции интегративного подхода к дифференцированному обучению // Знание. Понимание. Умение. ‒ 2007. ‒ No 3. С. 17-20
8) Горовая В. И., Компьютерные технологии в сопровождении обучения и контроля знаний студентов: проектирование и результаты применения // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2022. — № 2. — С. 34-40
9) Долматов А. В., Долматова Л. А. Технологии игрового проектирования в высшей школе//ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ. 2021. № 1. С. 110-120
10) Зырянова С. А., Филимонова О. А. Реализация принципа наглядности в обучении техническим дисциплинам с использованием информационно-коммуникационных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. No 11. С. 65-72.
11) Катержина С. Ф., Собашко Ю. А., Чебунькина Т. А. Использование современных мобильных устройств при обучении математике в вузе с целью активизации самостоятельной работы студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. No 4. С. 220-226
12) Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. ‒ М.: Педагогика, 1982. ‒ Т. 1. – 506 с.
13) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. I. С. 79-85
14) Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учебн.пособие для вузов/ Н.А. Морева.-М.,: Просвещение, 2006. – 283 с.
15) Размачева Ю. А. Использование мобильных устройств при обучении физике учащихся школ // Научный руководитель. 2018. No 3(27). С. 58-66
16) Савотченко С. Е., Технологии дистанционного обучения в современных условиях // Инновации в образовании. — 2022. — № 6. — С. 111-115
17) Скибицкий Э. Г., Применение комбинированной системы обучения при подготовке студентов в образовательных организациях // Инновации в образовании. — 2022. — № 2. — С. 4-6
18) Слепцова И.Ф. Алгоритм моделирования ООП ДО на основе ФГОС ДО с учетом примерной программы. – М.: Линка-Пресс, 2020. – 202 с.
19) Сокольская Л.В. Принципы обучения будущих юристов// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 102-110
20) Томаков М. В. Андриенко В. В. Технология мобильного обучения в рамках компетентностного подхода//ИЗВЕСТИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И ПЕДАГОГИКА. 2020. № 10. С. 121-125
21) Хон Р. Л., Педагогическая психология: Принципы обучения. — Москва : Академический Проект, 2020. – 506 с.