Фрагмент для ознакомления
2
Задания для контрольной работы
1 Каковы основные нормативные документы, определяющие статус и функциональные обязанности педагога ДОО?
Ответ: основным нормативны документом, который регламентирует деятельность ДОО и на основании которого создаются все локальные нормативные акты является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
В конце 2012 г. в Трудовой кодекс Российской Федерации было введено новое понятие «профессиональный стандарт». Профессиональный стандарт «Педагог» утвержден Министерством труда России 18 октября 2013 г. № 544н. Он устанавливает основные требования к знаниям, умениям и профессиональным навыкам педагога ДОО. В частности, согласно профстандарту, воспитатель должен:
- следить за поведением детей, не допускать создания опасных для жизни и здоровья ситуаций;
- проводить с воспитанниками занятия с использованием интерактивных форм и методов работы;
- ставить воспитательные цели, направленные на всестороннее развитие детей в независимости от их способностей и характера;
- планировать, организовывать и проводить воспитательные мероприятия;
- развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, творческие способности;
- формировать у воспитанников культуру поведения и здорового и безопасного образа жизни;
- развивать трудовые навыки;
- способствовать развитию таких качеств личности, как толерантность и инициативность;
- организовывать работу с родителями.
На уровне ДОО главным нормативным документом является его Устав. Именно он определяет цели и задачи образовательного заведения, права и обязанности его сотрудников, в том числе и педагогов, режим их труда и отдыха. К основным должностным функциям воспитателя относятся обучение, воспитание и развитие ребенка.
Максимально детально все функциональные обязанности педагога ДОО закреплены в его должностной инструкции, которая составляется на основании профстандарта.
Права и обязанности работника, а также условия его труда определяет Трудовой договор.
Также работа воспитателя ДОО регламентируется такими нормативными актами, как ст. 336 Трудового кодекса РФ, Приказ Миноборнауки РФ от 30.08.2013 №1014, СанПиН 2.4.1.3049-13.
2 В чем состоят особенности профессиограммы педагога ДОО?
Ответ:
Профессиограмма – это документ, в котором описаны особенности профессии или специальности.
Цель профессиограммы: создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.
Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).
Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать.
Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Профессиограмма воспитателя детского сада
Образование:
Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо.
Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре.
Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.
Функциональные обязанности:
1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.
2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.
3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).
4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.
5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).
6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.
3. Навыки и умения /личные качества:
Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.
Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.
Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:
творческое и абстрактно-логическое мышление;
Фрагмент для ознакомления
3
Список рекомендованной литературы:
1 Кафтан, В. В. Деловая этика : учебник и практикум для вузов / В.В. Кафтан, Л.И. Чернышова. – Москва :Юрайт, 2020. – 301 с. – ISBN 978-5-534-03324-3. – URL: https://urait.ru/bcode/450396 (дата обращения: 23.02.2023);
2 Алексина, Т. А. Деловая этика : учебник для вузов. – Москва :Юрайт, 2020. – 384 с. – ISBN 978-5-534-06659-3. – URL: https://urait.ru/bcode/450264 (дата обращения: 23.02.2023);
3 Долгова, И.В. Деловая этика : практикум. – Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. – 93 c. – ISBN 978-5-7038-5037-4. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785703850374.html (дата обращения: 23.04.2021);
4 Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : практикум / составители А. А. Чуприна. – Ставрополь : Северо- Кавказский федеральный университет, 2018. – 94 с. – ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/83211.html (дата обращения: 23.04.2021);
5 Гонтарь, О. П. Профессиональная этика : учебное пособие / О.П. Гонтарь, С.П. Романова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2019. – 152 с. – ISBN 978-5-7638-4120-6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/100094.html (дата обращения: 23.04.2021).
6 Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Профессиональная этика. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014. – 121 с. - URL:http://iues.sfedu.ru/wp-content/uploads/2016/10/Dedyulina-MA_PapchenkoEV_Professionalnaya-etika.pdf
7. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб.пособие / Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. -304с. ISBN 5-222-05265-6 («Феникс»). - URL:https://studfile.net/preview/2230440/