Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время назрела необходимость возрождать семейные традиции, которые включают в себя пропаганду ценности семьи и бережные внутрисемейные отношения. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране, характеризующаяся резким спадом рождаемости, привела к увеличению неполных и неблагополучных семей в стране.
Процесс знакомства с семьей как общественным явлением и внедрение семейных ценностей сложный и многогранный. Этот подход нуждается в научном обосновании в первую очередь из-за большого количества многочисленных, а иногда и противоречащих друг другу точек зрения.
С 1 сентября 2021 года в дошкольных организациях реализуется Рабочая программа воспитания, с 1 сентября 2023 года все дошкольные организации начнут реализовывать Федеральную образовательную программу, также внесены существенные изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Цель изменения нормативных документов на государственном уровне – увеличение значимости роли семьи в обществе, возрождение семейных и культурных ценностей, воспитание патриотизма.
Нововведения в сфере образования дают возможность взглянуть на проблему формирования семейных ценностей под новых углом и воспитывать уважительное отношение к семье с раннего возраста.
Одним из направлений в системе дошкольного образования, которое позволяет формировать принадлежность детей к семье, начиная с раннего возраста, является социально-коммуникативная область развития, а также интеграция с другими образовательными областями. Первоочередными задачами в этой области являются уважительное отношение к семейным ценностям и посильная помощь близким в домашних делах. Решение этих задач является связующим звеном в возможности ребенка ощутить себя полноценным и полноправным членом своей семьи.
1.Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о семье в психолого-педагогических исследованиях
1.1. Характеристика основных понятий исследования и подходы к проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о семье в психолого-педагогических исследованиях
В социальном контексте семья является самой распространенной группой, в которой создаются условия для проявления базовых потребностей, таких как эмоциональную привязанность и принадлежность к обществу. Ее отличие от других малых социальных групп заключается в устойчивости, родственных связях, характеризующихся глубиной и продолжительностью. Семья обладает огромных потенциалом влияния на ребенка и не может заменить никакой другой социальный институт. В вопросе воспитания детей главенствующая роль, бесспорно, принадлежит семье и родителям [12, С.52].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. -2005. Сер. 14, №4. - С. 10-20.
2. Гольберт, Е.В. Формирование представлений о семейных отношениях у старших дошкольников ДОУ: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Гольберт. – Чита, 2011. – 26 с.
3.Демидова, Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: дис. канд. пед. наук / Н.И. Демидова. - М., 2013. - 182 с.
4.Дмитриева, М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: дис. канд. психолог, наук / М.А. Дмитриева. - Ростов н/Д., 2009. - 203 с.
5.Коломийченко, Л.В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет/ Л.В. Коломийченко, О.А. Воронова. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
6.Красовский, A.C. Воспитание в семье будущих супругов и родителей/ A.C. Красовский. Минск: Знание, 2010. - 21 с.
7.Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей/ Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2013 г. – 279 с.
8.Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства/ Р.Б. Овчарова. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. - 319 с.
9.Орлов, А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации, тенденции /А.Б. Орлов //Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 188-203.
10.Петровский, A.B. Индивид и его потребность быть личностью/ A.B. Петровский, В.А. Петровский// Психология личности: хрестоматия. — Самара, 2000. Т. 2. - С. 457-466.
11.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Артамонова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
12.Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики/ Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2012. - 752 с.- (Психология семейных отношений).
13.Сергеева, Р.Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников /Р.Н. Сергеева, В.Э. Головенко//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, 2015г.) – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С.56-59.
14.Теплова, З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. дис. канд. пед. наук/ З.И. Теплова. М., 2009. - 25 с.
15.Уразаева, Г.И. Социально-психологическое исследование развития ролевого поведения старшего дошкольника: автореф. дис. канд. психолог. наук/ Г.И. Уразаева. - Казань, 1995. - 20 с.
16.Черствая, O.E. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: автореф. дис. канд. пед. наук / O.E. Черствая. М., 2001. —20 с.
17.Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Щербакова. М., 2018. -18 с.