Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Наш проект представляет собой программу реабилитации для подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детских домов.
Согласно статистике Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников детских домов становятся алкоголиками или наркоманами, а еще 40 – совершают преступления.
Когда речь идет о воспитанниках детских домов, фокус внимания традиционно направлен на права сирот, их материальное обеспечение и профессиональную подготовку. Однако причина, по которой выпускники этих заведений чаще становятся жертвами или участниками преступлений, испытывают трудности при устройстве на работу или при адаптации в социуме, лежит не только и не столько в плоскости материальной, сколько в психологической.
В среднем от 50 до 60 процентов детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в детских домах, имеют диагнозы, связанные с нарушениями работы центральной нервной системы, более половины из которых – задержка психического развития (ЗПР). ЗПР у воспитанников детских домов может являться следствием многих факторов, в числе которых и органические поражения центральной нервной системы, и другие соматические заболевания, но основной вклад в развитие этого заболевания вносит специфика системы воспитания в детских домах, связанная с социальной депривацией и отсутствием доверительных отношений со значимыми взрослыми (родителями).
У подростков с ЗПР наблюдается неоднородность психического развития: при относительно сохранных памяти и мышлении сильно нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера.
Волевая сфера подростка с ЗПР характеризуется низким уровнем произвольности, что сказывается на особенностях обучения и запоминания: учебная деятельность быстро истощает таких детей, приводя к пассивному поведению или, наоборот – расторможенности и двигательной активности. Процесс произвольного запоминания идет дольше и требует большего количества повторений, чем у сверстников.
На когнитивном уровне подростка с ЗПР отличает неустойчивость позиции при формировании суждений и принятии решений. Это находит свое отражение в повышенной внушаемости, неустойчивой самооценке, низкой самостоятельности и склонности к шаблонным суждениям.
На эмоциональном уровне ЗПР проявляется высокой эмоциональной лабильностью, при этом эмоции являются поверхностными и неустойчивыми.
Социальные контакты подростков с ЗПР также имеют свои особенности: можно отметить трудности в установлении дружеских отношений, высокую конфликтность, недоверчивость, вспыльчивость, поверхностность эмоциональных связей. Трудности социальной адаптации у одних подростков ведут к снижению активности, апатии, а у других приводят к гиперактивности, стремлению вести себя вызывающе, привлекать внимание, в том числе за счет асоциальных и криминальных действий.
Нарушения развития при ЗПР отражаются на всех сферах деятельности человека, существенно осложняя процессы обучения, становления личности и социальной адаптации, однако носят обратимый характер и могут быть полностью скомпенсированы.
Обобщая вышесказанное, и особенно отмечая тот факт, что нарушения при ЗПР носят обратимый характер, можно сделать вывод, что проблема реабилитации детей с ЗПР является актуальной.
Особенности воспитания детей с ЗПР в условиях детских домов Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге порядка полутора тысяч детей воспитываются в условиях детских домов и психокоррекционных домов-интернатов. Обучение воспитанников ведется в основном по государственным программам, адаптированным к средним психофизиологическим особенностям детей с ЗПР. Параллельно с этим в учреждениях работают профильные специалисты – психологи, дефектологи и педагоги, – которые ставят своей задачей в большей степени решение узкопрофильных задач, таких как коррекция нежелательного поведения. При существующем подходе:
Не происходит комплексного решения проблемы возникновения и сохранения у детей задержки психического развития: не решается проблема социальной депривации, отсутствия значимого взрослого, дефицита внимания и т.д.
Образовательная программа, ориентированная на «усредненных» детей с ЗПР, оказывается недостаточно гибкой для индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого ребенка.
Согласно профстандарту, воспитателем в детском доме может быть человек, имеющий образование любого уровня по специальности «Педагогика», в том числе, прошедший переподготовку. Как мы увидим далее из анализа задач реабилитации подростков с ЗПР, такой квалификации не всегда достаточно для работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
В 2015 году правительство РФ утвердило новые правила деятельности детских домов, согласно которым:
- В группе воспитанников детского дома может быть не более восьми детей (при наличии детей младше четырех лет – не более шести).
- Помещения для проживания должны быть устроены по квартирному типу.
- За группой должно быть закреплено ограниченное число педагогов, замена которых предусмотрена только в случае болезни, отпуска или увольнения.
Такой подход призван отчасти решить проблему социальной депривации и дефицита внимания у воспитанников детского дома.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. // Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования. / под ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ИКП РАО, 2020. – 96 с.
2. Бабкина Н. В. Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 11-21.
3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.
4. Зволейко Е.В. Способы оценки личностных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. № 2. – С. 63-76.
5. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография / Под науч. ред. У.В. Ульенковой. Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 252 с.
6. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 3 С.659.
7. Комплексный подход к решению проблем социальной адаптации детей-сирот // Материалы научно-практической конференции / Ред. А.В. Ульянов. СПб., 1995.
8. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990г.
9. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - СПб.: Речь, 2004
10. Руководство к применению группового интеллектуального текста (ГИТ) для младших подростков / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич [и др.]. Обнинск, 1993.
11. Сергеева Б.В., Дзюба М.В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
12. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). -М.: Медицина, 1965. -337с.
13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. 4-е изд., испр. и доп. М.: Пед. о-во России, 2002, 96с.