Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Геральдика, искусство и наука герба, как уже было выяснено, представляется нам в двух своих
ипостасях: одна сопряжена со строго научным интересом и является ценнейшим инструментом
исторического исследования, другая проливает свет на социальное устройство, основные
принципы которого заложены самой природой феодальной системы.
Если в римском праве уделялось большое внимание процедуре передачи имущества по
наследству, то уже на раннем этапе возникновения таких понятий, как «титул» и «феод»,
правовые нормы, регламентирующие эти вопросы, а также используемая терминология, в
значительной степени были пересмотрены. Понятие «инвеституры» (юридический акт введения в
должность или в феодальное владение) было естественным признанием личной значимости.
1.Происхождение системы символов геральдики
Предположительно со времен Первого крестового похода рыцари стали носить поверх кольчуги
особую верхнюю одежду без рукавов из теплой толстой ткани, по фактуре довольно плотной, но
не стеганой. Эта одежда получила название «гербовой котты» (в Италии «cotta d'arme», во
Франции «cotte d'armes», в Англии «surcoat»). На этой котте были вышиты те же благородные
геральдические фигуры, что и изображены на щите. Подобную одежду, только более короткую и
пышно украшенную, носили герольды и гербовые короли, то есть наиболее высокопоставленные
люди в рыцарском кругу: прежде всего, они должны были объявлять о решении суверена как
подданным, так и неприятелю (так же, как древнегреческие «kurikes» или римские «feziali»).
Кроме того, они сохраняли важные документы для истории геральдики, при их непосредственном
участии присваивались титулы (при этом они могли проверить, достаточные ли у соискателей
основания для его получения). Это была их вторая, но вовсе не второстепенная функция. Будучи
своеобразными «нотариусами», они регистрировали титулы, права, гербы, девизы и так далее,
3
фиксировали сведения о них; их деятельность имела прямое отношение к возникновению
геральдики: они дали имя и жизнь самой геральдике .
Этимология слова «геральдика» до конца не ясна: одни специалисты (Лейбниц) полагают, что оно
происходит от галльского «herod» - «посланник», другие (Дуэц) считают, что оно заимствовано из
языка франков (слово «hariwald», или «hariowalt») или скандинавов («haraldt», означающее
«военачальник»).
Так же. как и в исторической геральдике, в феодальную эпоху личность герольда обладала
неприкосновенностью, поэтому он сам мог прибыть в стан неприятеля в целях объявления войны.
Однако его функции, носящие в некотором смысле сакральный характер, не ограничивались
только посольскими и представительскими. После сражений герольды противоборствующих
сторон должны были подсчитать число своих убитых, собрать свои знамена, щиты и другие знаки
отличия, разбросанные на поле брани. Именно герольды вели переговоры об обмене
военнопленными и освобождении узников, они разрабатывали указы о порядке раздела военных
трофеев (при этом оставляли себе различные награды, амулеты, украшения и прочее, найденные
на поле боя).
В мирное время они созывали ассамблеи, устанавливали порядок очередности участников на них,
вели придворные церемонии, подготавливали важнейшие события в жизни королей, которым
служили. Речь шла о рыцарях с безупречной репутацией, что бы войти в историю геральдики
подобную честь необходимо было заслужить. У каждого герольда был солидный послужной
список: сначала они были «рядовыми» рыцарями, затем «персевантами», а потом только
герольдами какого-нибудь крупного владетеля или самого короля. Возведение персеванта в ранг
герольда сопровождалось особой церемонией посвящения - настоящим крещением водой и
вином со специальным облачением .
2.Геральдика как средство идентификации знатных родов
Геральдика как наука об общественном устройстве отражает иррациональность иерархической
системы, противовесом которой является эгалитарный принцип. Если это не что иное, как система
знаков, символизирующих власть, то стоит задаться вопросом: откуда происходит власть как
таковая. История учит нас реально смотреть на вещи, а стало быть, власть - это прежде всего сила:
сильные мира сего, которые сумели объединиться, захватить власть, сохранить ее за собой и
создать законодательную систему, отражающую прежде всего их собственные интересы.
Геральдика начала формироваться около тысячи лет назад в Германии, Франции, Англии и других
странах Западной Европы и за это время претерпела мало изменений, во всяком случае, ее
основными законами и правилами руководствуются и по сегодняшний день.
Период наибольшего расцвета самых разных эмблем в цивилизованном обществе приходится на
средние века, эпоху крестовых походов.
Попытаемся представить себе 1095 г., когда папа римский Урбан II на Клермонском соборе в г.
Оверни (Франция) призвал христиан выступить в поход против неверных. И все верующие,
епископы, бароны и другие, которые присутствовали на Большой Клермонской площади
поклялись идти освобождать гроб Господень в Иерусалиме. Они облачились в одежду,
украшенную красным крестом, от чего и получили свое название крестоносцев. В первых рядах
были рыцари.
Рыцари того времени отличались так называемыми семью благочестиями - умением ездить
верхом, фехтовать, охотиться, стрелять из лука, плавать, танцевать, играть в шашки или шахматы.
4
Их обучали сложению стихов, пению серенад и галантному обхождению с дамами. Подготовка к
рыцарскому званию была длительной. Она начиналась с семи лет, когда мальчик выходил из-под
опеки матери и поступал в замок для воспитания. Достигнув двадцати одного года здорового и
хорошо сложенного оруженосца торжественно посвящали в рыцари.
В это время по всей Европе на каждом холме стоял замок. Но далеко не все благородные мужи
ими владели. Рыцарские роды, не владевшие землями и не имевшие надежды на приобретение
военной славы и добычи на родине, охотно поддавались мечтам прославить себя военными
подвигами и приобрести независимые владения. Они шли в поход на восток, закованные в
стальные латы вместе с конем. Отличить их можно было порой только по знакам-гербам.
Для каждого феодала и его вассала создавались такие отличительные знаки или какие-либо
эмблематические сочетания, которые являлись строго индивидуальными и принадлежали, как
правило, только одному человеку или одной фамилии. Эти знаки становятся со временем
гербами, переходящими по наследству .
Герб на щите занимал немаловажное, если не сказать весьма значительное, место в рыцарских
идеалах и законах, являясь неотъемлемым атрибутом вооружения, как и связанные с ним понятия
о чести, добродетели, уважении к христианским святыням и к прекрасной даме. На гербах
размещали различные знаки и предметы, отражающие подвиги и благородство, смелость и отвагу
их владельцев. Герб служил отличительным знаком благородного воина, так как кольчуга и латы
того времени совершенно скрывали коня и всадника.
Заключение
Геральдику можно определить как систему иконографической кодификации феодального
общества, строго определенной пирамиды социальной иерархии, на вершину которой можно
было прорваться лишь в самый ранний период, когда можно получить социальный статус в
награду за какие-то благородные деяния. До этого момента «наделяемый высоким статусом» мог
быть простым рыцарем или дворянином, не состоящим ни в чьем подчинении.
Он мог и должен был стать известным, добиться славы на рыцарских турнирах или на войне -
тогда у него появлялось право выбирать собственную эмблему (древние греки называли ее
«stemma»), то есть хроматическое и фигуративное изображение. Этот герб должен был получить
одобрение герольда, который его регистрировал, после чего эмблему разрешалось изображать на
щитах, плащах, флагах, а также везде, где захочется (рис. 5).