Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе социального познания человек может использовать несколько социальных категорий.
Какая именно категория будет использована им, зависит от ряда факторов: «реальность»
категории - представление категоризирующего о том, описывает ли данная категория реальную
группу из физического мира или нет. Более реальная категория используется чаще; «объем»
категории - количество объектов, которое может быть включено в нее. Например, категория
«студент» шире, чем категория «студент Финуниверситета», объем категории тем меньше, чем
больше признаков в нее включено. При категоризации других всегда выбирается категория,
подчеркивающая максимально большее количество различий между ин - и аут-группой, т.е. чаще
используются более широкие категории. Узкие категории используются при категоризации членов
ингруппы, то есть «чужие» представляются однородной массой; «доступность» социальной
категории - легкость, с которой данная категория приходит в голову.
1. Специфика изучения межгруппового взаимодействия в отечественной и зарубежной
психологии
Общим для всех научных концепций (и социологических, и психологических) можно считать то,
что феномен социальной идентичности рассматривался и трактовался сквозь призму теории
социализации, а также статусно-ролевых теорий личности. Идентификация в такой трактовке
выступает в качестве одного из механизмов социализации личности, в результате действия
которого актор отождествляет себя с некоторыми людьми (значимыми другими) или
референтными группами, посредством чего адаптируется к социально принятым и одобренным
образцам и нормам поведения в данной общности, занимает определенную статусную позицию,
усваивает социальные роли, но сохраняет при этом свою личностную уникальность.
3
Исследованием межгрупповых взаимодействий на основе подходов З.Фрейда и Т.Адорно
занимались К. Фергюссон и Г. Келли (1964), - в их экспериментах группы выполняли различные
задачи, такие, как например вычерчивание плана города или составление рассказов. Несмотря на
то что, как подчеркивают авторы, экспериментальная процедура не предполагала никакого
межгруппового соревнования, члены групп при оценке продуктов их собственной группы и
аналогичных продуктов аутгруппы имели тенденцию переоценивать результаты собственной
группы и недооценивать результаты аутгруппы, даже тогда, когда сами они не принимали
непосредственного участия в работе.
Дж. Рабби и М. Горвитц также нашли разнообразные виды межгровневых предпочтений, когда в
ситуации с двумя группами только одна из них получала награду, присуждаемую в случайном
порядке, причем такая случайность выбора была совершенно-очевидной для испытуемых (1969).
В отечественной психологии преобладает ролевой подход: в процессе конструирования
социальной идентичности актор социализируется в рамках той или иной социальной группы,
поскольку, желая стать ее членом, обрести свою идентичность, он приобщается к общественным
условностям, стандартам, ожиданиям, поведенческим установкам, которые предъявляет актору
его сообщество. Именно посредством идентификации с обобщенным другим возникает усвоение
общих социальных установок и стандартов данного сообщества, человек начинает успешно
взаимодействовать с группой, отражая и разделяя ее ценности и, таким образом, социализируясь.
Среди социальных групп, функционирующих в обществе, важное место принадлежит малым
группам, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие между людьми. Малые
группы являются звеном, опосредующим взаимосвязь общества и личности.
Исследованием малых групп занимались такие ученые, как Г.М. Андреева, С. Антипина, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и другие. Малые
группы исследуются как субъект деятельности. Деятельность людей в малых группах отличается
тем, что все члены группы включены в процесс непосредственного межличностного
взаимодействия, подчиненного общим целям, в процессе достижения которых индивидуальные
действия интегрируются в целостную систему совместной деятельности.
Сегодня интерес к малым группам, вследствие практической важности, чрезвычайно высок.
Практическая необходимость найти резервы интенсификации различных видов совместной
трудовой деятельности в промышленности, в воинских подразделениях и т.п., оптимальные
методы управления коллективной деятельностью людей послужила одной из главных причин
систематического изучения феномена малой группы и обусловила особое внимание к их
результатам. Не случайно, что и в настоящее время не менее трех четвертей всех исследований по
малым группам в США финансируется промышленными корпорациями и военными ведомствами.
Большой интерес к малым группам проявляется в области медицины, образования и воспитания
как детей, так и взрослых.
2.Схема (таблица) структуры группы
Деятельность малых групп - сложный многогранный объект исследования, многочисленные
компоненты которого образуют определенную структуру. Традиционно в структуре деятельности
выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия
деятельности и ее продукт) компоненты. В зависимости от масштаба конкретного подхода, в
системе деятельности могут также выделяться и более дробные элементы, представляющие
собой, как правило, результат дифференциации субъектной ее компоненты. Так, в различных
подходах фиксируются такие ее элементы, как знание субъектом программ деятельности, его
4
потребности и интересы, мотивы деятельности и т.п. Кроме того, в зависимости от того, каким
образом соотносятся между собой субъектная и объектная компоненты деятельности,
деятельность может быть дифференцирована на различные типы (соответственно могут быть
выделены различные варианты протекания деятельности).
3.Исследование межгрупповых отношений с помощью методики Дж. Морено
«Социометрия»Социометрический статус - число выборов (предпочтений), которое получает
каждый член группы по результатам социометрического опроса. В группе сверстников подростки
имеют различный социометрический статус. Есть подростки, занимающие лидирующее
положение, так называемые «звезды», с которыми хотят общаться почти все одноклассники.
Также в каждом классе есть достаточно большая группа подростков, имеющая хорошие
отношения с большинством одноклассников, так называемые «предпочитаемые». Существует и
такая группа школьников, как «принятые», они достаточно открыты для общения, дружелюбны и
имеют 2-3 друзей в классе, однако есть и «изолированные» подростки, которые практически
выключены из неформальной жизни классного коллектива. Последние демонстрируют наиболее
низкий социометрический статус в группе.
Подростки - лидеры (звезды) стремятся к лидерству, стремятся удержать свой статус среди
одноклассников, поэтому в их отношениях преобладает авторитарный стиль, они несколько
эгоистичны, так как привыкли к вниманию сверстников, их агрессивность проявляется в
инициативе, стремлении командовать, быть первым и т.д. Однако вместе с тем, подростки -
звезды дружелюбны, если ситуация не противоречит их интересам и позиции.
Подростки, имеющие статус предпочитаемых, также стремятся к лидерству, однако их
лидирующее положение принимается только их ближайшим окружением, а не всем классом. Эти
подростки также проявляют некоторую долю агрессивности в общении с лидерами, так как
стремятся занять их позицию. Предпочитаемые подростки более дружелюбны, менее агрессивны
и подозрительны, более альтруистичны.
Заключение
Социальный статус - состояние вообще, состояние дел и т.п.) - позиция человека в обществе,
связана с определенными правами и обязанностями; положение индивида и социальной группы
относительно других индивидов и групп, определяемый по социально весомыми для этой
общественной системы признакам (образовательными, профессиональными и др.).
Социальная роль - социальная функция, модель поведения, которую задает социальная позиция
личности в системе общественных или межличностных взаимоотношений
Можно выделить семь категорий ролей, выделяемых у себя и присваиваемых другим:
социальные роли в узком смысле (социальный статус), семейные роли, возрастно-гендерные
роли, личностные роли, профессиональные роли, роли действия, субкультурные роли.