Фрагмент для ознакомления
2
Вариативное задание. Современные вопросы управления в образовании в структуре педагогической науки
Цель: на основе анализа современной периодической педагогической печати учиться выделять принципы, структурные компоненты, этапы, субъекты и т.д. в области управления в образовании
Результат для студента:
1. Представить общую схему исследования по этапам
Этапы исследования:
Постановка проблемы исследования
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования
Классификация и анализ понятий
Проблематика управления образованием, в силу своей сложности, изначально является междисциплинарной. Ее рассмотрение может и должно базироваться на теоретическом, концептуально-методологическом базисе педагогики, теории управления, системологии, социологии и других научных дисциплин.
К настоящему времени феномен управления образовательными системами в той или иной мере изучен с позиций системологии образования, системогенетики и теории циклов; социологии образования; образованиеведения, теории социального и внутришкольного управления; квалитологии образования, квалиметрии управления социальными системами; философии и культурологических основ образования.
Сложилась система методологических подходов управления и в образовании. Их можно условно разделить на три группы на основе такого критерия как предмет изучения: подходы, предметом исследования в которых является структура управления, подходы, предметом исследования которых является результативность управленческой деятельности, подходы, предметом исследования в которых является личность человека (управляющего и управляемого].
Наиболее разработанными оказались теории, в качестве предмета исследования в которых выступает структура управления. К этой группе относятся: системный подход (С. А. Архангельский, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. И Шамова и др.]; функциональный (процессный] (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. В. Худоминский и др.]; проблемно-функциональный (В. С. Лазарев, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.].
Анализ подходов этой группы позволил сделать выводы о том, что эти подходы направлены:
- на выделение, как правило, формальной структуры, диктующей жесткое алгоритмизированное управление;
- на решение в немалой степени механистических, административно-бюрократических проблем без ориентации на человека;
Важно также, что они не способствуют, а точнее, затрудняют решение проблем творческого характера.
Особое место в этой группе занимает ситуационный подход, в основе которого управление как поэтапный процесс, здесь особое значение приобретает индивидуальное и групповое поведение субъектов управления (П. И. Третьяков, Ф. Хедуори и др.].
Вторая группа подходов, предметом исследования которых является результативность управленческой деятельности, представлена оптимизационным подходом ( М. М. Поташник, Ю. К. Бабанский и др.]; исследовательским (Т. И. Шамова, Г. М. Тюлю и др.], рефлексивным (Т. М. Давыденко, Т. И Шамова и др.]. При несомненной перспективности этих научных подходов, у них есть недостаток - это научно-теоретическая неподготовленность специалистов к управлению на основе этих подходов и сложность в их осуществления на практике по причине отсутствия специальной подготовки педагогов, занимающихся управленческой деятельностью, не имея профессионального образования для этого.
Третья группа подходов, объединенная под названием «человекоцентристский» (А. М. Моисеев, Н. В. Немова, М. А. Ушаков, В. М. Шепель и др.], включает в себя: мотивационный подход ( В. С. Лазарев, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков и др.], программно-целевой ( И. К. Шалаев и др.] ресурсное управление ( К. М. Ушаков и др.].
При всей значимости перечисленных подходов следует отметить, что они эффективно обеспечивали результаты управления в условиях стабильного времени, а в условиях динамичного, малопредсказуемого, инновационно- окрашенного - нужны иные подходы. Они должны быть ориентированы на личность, способную не только нейтрализовать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на осуществление успешной деятельности управляемых и управляющих, но и на личность, способную положительно влиять на активную деятельность специалиста по преобразованию окружающей действительности.
Кроме того, время перемен и инноваций в обществе требует гибких, адаптивных подходов в управлении. Конечно, в управлении инновациями, в том числе в системе образования, менеджеры применяют различные подходы к технологиям адаптивного управления. В науке разработаны линейная технология, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление, управление по изменениям, а также технологии разработки управленческих решений в условиях определенности, неопределенности с использованием различных методов и средств.
Актуальность такого управления соответствует теории и практике управления в быстро изменяющихся условиях. При этом появляется возможность оценить деятельность системы адаптивного управления в целом, дифференцируя элементы адаптивной системы по сферам деятельности, процедурам управления и по этапам принятия решения. Все виды технологий применимы для адаптивного управления.