Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной контрольной работе, связана с
тем, что в современной практике очень часто проводятся исследования, которые
необходимы для эффективного развития как научных представлений, так и практических
моментов, связанных с деятельностью организаций.
Самым распространенным методом исследования в социологии и маркетинге,
несомненно, является анкетирование, которое позволяет выявить не только основную
информацию о целевой аудитории, но и конкретные моменты, которые интересуют
исследователя.
При этом анкета должна быть обязательно правильно составлена, иначе респондент
просто откажется проходить анкетирование, потому ему, во-первых, может быть что-то
непонятно в анкете, а, во-вторых, элементарно неинтересно.
1. Сущность и функции анкетирования
Анкетирование представляет собой письменный опрос и является одним из вариантов
данного метода. В процессе анкетирования формируется некая связь между социологомисследователем и респондентом, который является источником необходимой
информации. Именно с помощью составления и представления респонденту анкеты
опосредуются такие отношения .
По способу доставки анкеты различают раздаточное (курьерское) анкетирование, при
котором анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем забирается в
условленное время.
По степени участия исследователя выделяют :
– анкетирование в присутствии исследователя, когда он инструктирует респондентов
перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе
опроса;
– анкетирование в отсутствии исследователя, которое проводится в случае раздаточного
(курьерского) опроса, когда контакт исследователя с респондентом ограничивается
вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а
также контрольным просмотром заполненной анкеты и выяснения возникших у
респондента вопросов при возвращении анкеты .
Особенностью анкетирования является то, что отвечая на поставленные вопросы, человек
дает не запрограммированные (да, нет, иногда, никогда, время от времени и прочее), а
личные ответы, т.е. высказывает свое мнение. Анкетирование – это очень эффективный
2
метод для построения анализа, например, социального заказа, или корпоративной
стратегии .
2. Структура и принципы составления анкеты
Несмотря на большое разнообразие видов анкет, все они имеют общую структуру. Каждая
анкета должна состоять из трех частей: вводная, информативная и заключительная.
На титульном листе или в «заголовке» анкеты размещается имя организации, проводящей
собеседование, и название анкеты, отражающее тему опроса («Опросник избирателей»,
«Наши дети» и т.д.), которая указывается (при необходимости) .
Затем следует вводная часть, цель которой заинтересовать респондента, сформировать
установку для активного сотрудничества с исследователем и ознакомиться с методикой
заполнения анкеты. Часто введение подчеркивает важность надежных и искренних
ответов, а также анонимность опроса.
Основная часть начинается с самых простых вопросов, которые стимулируют интерес
респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов растет и становится
максимальной к ее финальной части. Это сделано с учетом усталости респондента во
время процесса заполнения .
Заключительная часть (паспорт), как правило, является социально-демографическим
блоком вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента
(пол, возраст, образование и т.д.). Анкета заканчивается словами благодарности за участие
в опросе.
Основная часть анкеты, несомненно, является главной и самой важной, т.к. здесь как раз и
задаются те вопросы, на которые необходимо получить ответ респондентов .
Ее состав (характер и типы задаваемых вопросов, их последовательность, используемые
типы интерпретации и т.д.) определяется задачей получения наиболее достоверной
информации. Разработка анкеты требует высокого профессионализма. Это подразумевает,
прежде всего, владение исследователем технологией составления анкеты.
Данная технология включает в себя: внедрение концептуальных принципов исследования,
приведение их в соответствие с эмпирическими показателями, составление одного или
нескольких вопросов для каждого из показателей .
3. Типы вопросов анкеты
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных
количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и
привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы
не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для
этого нужно как минимум обладать определенными знаниями .
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо
уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и
порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих)
вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из
представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа
и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант
ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики
товара, свойства услуги и т.п.
К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор,
выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
Закрытые вопросы могут быть следующих типов :
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор).
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала).
3
3. Оценить параметры товаров (матрица).
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список).
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный
выбор).
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту
возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его
точке зрения .
Заключение
Анкетирование представляет собой письменный опрос и является одним из вариантов
данного метода. В процессе анкетирования формируется некая связь между социологомисследователем и респондентом, который является источником необходимой
информации. Именно с помощью составления и представления респонденту анкеты
опосредуются такие отношения.
По способу доставки анкеты различают раздаточное (курьерское) анкетирование, при
котором анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем забирается в
условленное время.
Несмотря на большое разнообразие видов анкет, все они имеют общую структуру. Каждая
анкета должна состоять из трех частей: вводная, информативная и заключительная.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афанасьева И.А., Рыбников О.Д. Технологии организации социологических
исследований. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2017. – 288
с.
2. Бадалян В.И. Практическая социология. Учебное пособие. – М.: Издательство
Московского педагогического института, 2015. – 188 с.
3. Велижанина С.С. Организационные аспекты подготовки социологических и
маркетинговых исследований: российский и зарубежный опыт // Вестник
Дальневосточного федерального университета. Вып. 4. Массовые коммуникации. –
Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 15–
27
4. Демченко И.С., Панкратова О.В. Анкетирование как форма социологического
исследования: основные принципы построения анкеты: проблемы и перспективы //
Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
современной социологии массовых коммуникаций». – Махачкала: Дагестанский
государственный университет, 2018. – С. 100–121
5. Иващенко С.В., Шиловская А.А. Принципы структурирования социологических
опросников и анкет: современные модели проведения социологических исследований //
Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и
психологии массовых коммуникаций». – Калининград: Калининградский
государственный университет им. И Канта, 2018. – С. 43–58
6. Киселева Н.А., Христенко В.А., Чудновская А.П. Основные направления
социологии массовых коммуникаций: от древности до наших дней: историографический
анализ // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 2.
Социологические и психологические исследования. – Красноярск: Издательство
Красноярского государственного университета, 2016. – С. 56–67
7. Курбатова Е.Н. Методы социологического исследования. – Самара: Издательский
дом «Паритет», 2018. – 320 с.
8. Тарновская Е.В. Основы социологии массовых коммуникаций. – Ярославль:
Издательство Ярославского педагогического университета, 2017. – 220 с.
4
9. Хвостовская И.И., Ларченко С.М., Корогодина Я.В. Специфика проведения
социологических исследований в современной российской практике: организационный и
содержательный аспекты // Социально-культурные технологии. – 2016. – № 11. – С. 74–89
10. Хрисанфова И.А., Полушкина А.А., Оноприенко Г.В. Анкетирование как форма
организации маркетинговых и социологических исследований: основные принципы и
технологии построения анкеты и методика формирования стратегии проведения
исследования // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы
организации социологических исследований в российском обществе». – Вологда:
Вологодский государственный университет, 2018. – С. 99–114