Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни.
Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается.
Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.
Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. «Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера».
Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер.
Акцентуация характера – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Так, например, тревожность как черта характера в обычной ее степени проявления находит отражение в поведении большинства людей, попадающих в неординарные ситуации. Но если тревожность приобретает особенности акцентуации характера личности, то поведение и поступки человека будут отличаться преобладанием неадекватной обеспокоенности и нервозности. Подобные проявления черт находятся как бы на границе нормы и патологии, но, при воздействии негативных факторов, определенные акцентуации могут перейти в психопатии или другие отклонения в психической деятельности человека.
В психологии, к сожалению, на сегодняшний день проблемы, относящиеся к развитию и динамике акцентуаций, еще не достаточно изучены. Наиболее существенный вклад в разработку данного вопроса был внесен А.Е. Личко, который подчеркнул следующие феномены в динамике типов акцентуаций (поэтапно):
формирование акцентуаций и заострение их черт у человека (проис-ходит это в пубертатном периоде), а позже они могут быть сглажены и компенсированы (явные акцентуации сменяются скрытыми);
при скрытых акцентуациях происходит раскрытие черт конкретного акцентуированного типа под воздействием психотравмирующих факторов (удар наноситься в наиболее уязвимое в место, то есть где наблюдается наименьшее сопротивление);
на фоне определенной акцентуации возникают определенные нару-шения и отклонения (девиантное поведение, невроз, острая аффективная реакция и пр.);
типы акцентуаций претерпевают некую трансформацию под воздей-ствием среды или же в силу механизмов, которые были заложены консти-туционально;
происходит формирование приобретенной психопатии (акцентуации являлись основой для этого, создав уязвимость, которая является избира-тельной, для неблагоприятного воздействия внешних факторов) [Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ле-нинград: «Медицина», 1983. – с. 159].
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью контрольной работы является изучение черт характера, акцентуации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть черты и структуру характера;
охарактеризовать акцентуацию характера.
1 Черты и структура характера
Характер ‒ чрезвычайно многогранное понятие. Неверно определять характер в психологии, опираясь на какую-то одну, даже ярко выраженную черту. Это совокупность многих черт и свойств.
Человек проявляет свой характер в действиях и суждениях. Если кто-то проявляет смелость, выдержку, резкость или же любую иную черту, то о характере такого человека судят соответствующим образом ‒ называют его смелым, терпеливым или резким.
Но каждое такое проявление ‒ всего лишь одна из граней личности, которых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000.- 544 с.
2. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Ленинград: «Медицина», 1983. – 256 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.