Фрагмент для ознакомления
2
1. Развитие связной речи дошкольников с дизартрией
Дизартрия – это нарушение произношения слов, связанное с поражением нервной системы. Особенностью отклонения является нарушение речи в целом, а не просто отдельных звуков.
А. В. Текучев, считает, что под связной речью в широком смысле следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Дизартрия как сложная проблема речевого нарушения интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. В настоящее время считают, что дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Особенности связной речи детей с дизартрией описаны в работах Л. С. Волковой, Е. Ф. Архиповой и др. Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования. [1]
Развитие связной речи у детей с дизартрией не соответствует возрастной норме. Разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Фразы, которыми пользуются дети, зачастую недостаточно информативны, в речи отмечаются ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, имеются нарушения нормативного порядка слов в словосочетаниях.
Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием [2; 32].
Л. С. Волкова считает, что определение структуры нарушения при дизартрии и объяснение причин несформированности связной речи у детей с дизартрией на современном уровне развития науки невозможно без привлечения данных психолингвистики о процессе порождения речи [4]. При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания (расстановка пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации) в аспекте изучения соотношения семантики и синтаксиса. При дизартрии просодические нарушения могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
Трудность развернутого высказывания при дизартрии может быть обусловлена не только чисто моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушения речевых кинестезий могут приводить к недостаточной упроченности слов, и в момент речевого высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания именно нужного слова. Ребенок испытывает выраженные затруднения в нахождении нужного слова. Это проявляется в затруднениях введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений.
При дизартрии за счет общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что приводит к недостаточности формирования общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц.
При дизартрии, сочетающейся с более локальным поражением (или дисфункцией) теменно-затылочных отделов левого полушария, отмечается недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования [6;11].
По статистике, данными нарушениями страдают от 5-10% всех детей, но с каждым годом этот процент растет, поскольку существует определенный список факторов, способствующий данному заболеванию. Часто встречающиеся перинатальные факторы:
• Внутриутробная гипоксия плода
• Резус-конфликтм
• Токсикоз
• Травмы и соматические болезни матери
• Различные виды травм при родах
• Патологическое вынашивание плода
• Асфиксия плода при родах
• Ядерная или затяжная желтуха новорожденного
• Недоношенность
Факторы, влияющие на нарушение речи в раннем возрасте:
• Энцефалит и менингит
• Интоксикации тяжелой степени
Фрагмент для ознакомления
3
1. Aрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2017. – 319 с.
2. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – 5-е изд., перераб. и доп.– М. : ВЛАДОС, 2016. – 703 с.
3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2014. – 225 с.
4. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л. В. Лопатина // Реабилитация пациентов с расстройствами речи : материалы конф., 2010 г. / Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. – СПб., 2010. – С. 177–182.
5. Текучев, А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М. : Наука, 2016. – 424 с.