Фрагмент для ознакомления
2
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Раскройте сущность понятий: «мотивация», «мотив», «потребность», «направленность личности»
Теории мотивации начали зарождаться еще в глубокой древности. Положили начало научному рассуждению о мотивации, а именно, об активности человека такие философы и мыслители как: Аристотель, Гераклит, Лукреций, Платон, Сократ и др. Кроме философов, теории мотивации развивали и совершенствовали зарубежные и отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Абрахам Маслоу, Д. МакКлелланд, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Г.С. Сухобская, Д.Н. Узнадзе, В.В. Давыдов, Б.И. Додонов, В.И. Ковалев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский, J. Atkinson, D. Birch, K.B. Madsen, J. Nuttin, R.W. Whin и др.). Кроме всего прочего, ряд выдающихся открытий этим ученым удалось сделать после появления эволюционной теории Ч. Дарвина.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Само слово «мотивация» было впервые употреблено в статье «Четыре принципа достаточной причины» А. Шопенгауэром (1900-1910), после чего термин прочно вошел в обиход в области психологии в качестве способа объяснения причины того или иного поведения как человека, как и животных.
В научной литературе отсутствует единое понимание такой категории, как мотивация. В разных источниках можно найти отличные друг от друга описания этого явления. Так или иначе, в разных определениях мотивации можно встретить такие понятия как: «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» «стимулы». Обобщив данные категории можно сформулировать определение мотивации, как: внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Некоторые психологи рассматривает мотивацию как процесс возникновения и образования мотива на основе потребности (Д.А. Кикнадзе).
Другая группа (М.В. Матюхина, Э.Д. Телегина, Л.М. Фридман, В.А. Ядов) понимает мотивацию как систему мотивов, их совокупность, структуру.
Третий подход связан с пониманием мотивации как совокупности множества «мотивационных факторов: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей влечений, мотивационные установки или диспозиций (Р.С. Немов). Интересна позиция В.Г. Асеева, утверждающего, что мотивация личности двумодальна: в виде воздействия на личность – поощрений и наказаний, в виде стремлений и избегания чего-либо, с одной стороны это потребность, а с другой – необходимость. Мотивация рассматривается как динамичный механизм или процесс, являясь при этом вторичным образованием. Все исследователи согласны с тем, что мотив и мотивация - связанные между собой психические категории, однако нередко эти понятия используются как синонимы. Нам близка позиция психологов, рассматривающих мотивацию как динамический процесс формирования мотивов.
В зарубежной психологии традиционно выделяют две группы теорий: содержательные (Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда), ориентированные на анализ внутренних побуждений (потребностей), заставляющих личность поступать подобным образом, и процессуальные (теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера), направленные на изучение поведения людей с учетом их восприятия и познания.
В широком смысле, мотив — это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, эталоны и т. п. Мотив, как основа мотивации, по убеждению профессора Виханского О.С., находится внутри человека. Другими словами, мотив — это совершенный образ во внутреннем плане сознания человека, но это не просто безупречное представление, а энергетически насыщенный образ важного, потребностно-значимого предмета.
В социологическом словаре понятие «мотивация» рассматривается как: 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка всевозможных моделей поведения, их предполагаемых итогов и формирования на данной базе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта.
Экономический словарь трактует понятие «мотивация», как внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и методы его инициирования, побуждения.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить с помощью набора понятий, которые выделяет Страхова О. А.: потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение.
Потребности могут быть физиологического (например, потребность в еде), психологического (например, потребность в самоутверждении) или социального свойства (потребность в социальном общении). Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и вследствие этого будет стремиться отыскать средства удовлетворения потребности. Устраненная (удовлетворенная) потребность пропадает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом изменяя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности считаются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.
Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с проблемой или задачей, к примеру, мотив достижения, познания и т. п. Мотив — это то, что вызывает конкретные действия, вызванные личными потребностями, чувствами, убеждениями человека. Один и тот же мотив может быть порожден в
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
1. Раскрыть сущность понятий «рефлексия», «рефлексивная компетентность», «педагогическая рефлексия», «рефлексивная компетентность».
Педагогическая рефлексия – вид педагогической деятельности, в структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и качество полученных и предстоящих результатов профессионально-педагогической деятельности в модели выявления и решения внутриличностных противоречий, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью и общением педагога
В «Психологическом словаре» (под редакцией В.В. Давыдова и др.) дается следующее определение понятия: «Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению».
Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений.
Педагогическая рефлексия — это необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства она отображает внутренний мир и состояние развития педагога и учащихся. Таким образом, она проявляется в возможности учителя анализировать и оценивать свою деятельность, видя результаты деятельности своих учеников. Это побуждает его поддерживать высокий уровень эффективности профессионально важных сторон собственной личности и деятельности.
Современному педагогу для того, чтобы быть успешным, необходимо перенимать опыт своих коллег из других образовательных учреждений, а также предлагать на рассмотрение свои научные идеи и разработки. Психолого-педагогические навыки, полученные преподавателями во время обучения в университете должны позволить им заниматься работой, непосредственно связанной с образовательным процессом, достичь вершин профессионализма и подняться по карьерной лестнице.
Преподаватели, в своей работе с учащимися, должны передать им опыт своей деятельности, внушить им уверенность в собственных силах, научить правильной организации взаимодействия и коммуникации.
Обращение к специфическим особенностям образовательного процесса по С.Л. Рубинштейну, в аспекте рассматриваемой в работе категории “рефлексивная компетентность педагога”, обнаруживает взаимосвязь. Специфика образовательного процесса, по С.Л. Рубинштейну, заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика. Следует полагать, что наличие и дальнейшее развитие аналитической позиции (по отношению к самому себе) педагога, как показателя педагогической рефлексии, выступает индикатором важной для педагога компетенции – способность к самообразованию и саморазвитию. Эти компоненты в свете преобразований (реформ) в образовательной системе являются доминирующими для представителей сферы образования, способствующие созданию новой культуры и качества образования.
Необходимо найти возможность включить в процесс обучения такие виды занятий и методы их проведения, которые бы способствовали формированию у наших учителей рефлексивной компетенции. Важно гармонично вписать предлагаемую компетенцию в процесс формирования других компетенций, которыми по праву должен обладать современный педагог.
Профессиональная компетентность – многогранная категория, рассматриваемая в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и др., является проблемой субъективных свойств педагога и определяет, в конечном счете, продуктивность педагогической деятельности.
Обращают на себя внимание группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой), объединяющие пять профессионально значимых качеств личности педагога:
1) проектировочно-гностические способности, включающие педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;
2) рефлексивно-перцептивные способности, включающие педагогическую рефлексию, педагогический такт и педагогическую направленность.
Для развития рефлексивной компетенции необходимо проводить самокоррекцию и самоконтроль педагогической деятельности, повышать уровень психологических знаний. Учитель (педагог) должен видеть в себе причины, мешающие ему устранять пробелы в воспитании и обучении учащихся, осознавать недостатки в развитии личной компетентности. Яковчук Т.Г. предлагает развивать рефлексирующее взаимодействие педагога и учащегося путем сотворческой деятельности (сотворчество – взаимный творческий процесс, когда учитель вместе с учащимися создаёт творческие задачи и дает возможность ученикам самостоятельно их решить).
Основными показателями профессионализма преподавателя являются уровень интереса к нему со стороны учащихся, ясность излагаемого материала, убедительность изложения, степень осмысления актуальности знания, научность и новизна материала, творческий характер преподавания предмета.
Педагог должен совершенствовать педагогическую технику и мастерство в едином образовательном пространстве школы (образовательной организации). Высоким уровнем рефлексии обладают не все опытные преподаватели, а начинающие – не всегда владеют самим понятием профессиональной рефлексии, ее значимости, и месте в педагогической деятельности. При высоком уровне развитости рефлексии самооценка
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1. Раскройте сущность понятий «психолого-педагогическое сопровождение» и «инклюзивное образование»
Термин «сопровождение» впервые был введен в 1993 году Т. Чередниковой. Психологическое сопровождение в комплексном аспекте было рассмотрено многими отечественными учеными и педагогами, включая Л.М. Шипицыну, И.С. Якиманскую.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном учреждении - это некая идеология работы, метод, система профессиональной деятельности педагогического работника, психолога (иногда родителей), которая акцентирована на создании социально-психологических условий индивидуального развития обучающихся с помощью проектного способа обучения.
В современном научном знании под психолого-педагогическим сопровождением понимают деятельность, связанную с созданием системы социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития ребенка в конкретной образовательной среде.
Рассматривая категорию психолого-педагогическое сопровождение подразумевают:
• сопровождение естественного развития детей на каждом возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на определенные личностные достижения, реально существующие;
• организация условий для самостоятельного творческого освоения обучающимися системы отношений с миром и самим собой, а именно, для принятия каждым ребенком личностно значимых жизненных решений;
• формирование в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального личностного развития;
• психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательной среде как правило осуществляется педагогическими средствами, через педагогического работника и участников отношений в сфере образования.
Организуя психолого-педагогическое сопровождение необходимо помнить о том, что ничто нельзя изменить во внутреннем мире ребенка без его собственной воли, собственного желания. Исходя из этого, в организации работы с обучающимися в рассматриваемом направлении, важен ориентир не на объект, а на работу с объектом, где объект - это образовательный процесс, предмет - социально-психологические условия. Педагогические работники, психологи, родители не оказывают воздействие на обучающегося своими специфическими способами и приемами, а взаимодействуют с ним, освещая различные пути решения тех или иных проблем.
Психолого-педагогическое сопровождение есть профессиональная деятельность, задаваемая ценностями, задачами и методами личностного самоопределения обучающегося, задачами профессионального и личностного роста педагогического работника и приводит к изменению отношений обучающихся к самим себе, друг другу, к преобразованию образовательного пространства, а так же деятельности в нем.
Инклюзивное образование (или включенное образование) – обучение лиц с особыми возможностями в обычных образовательных учреждениях в одном классе (группе) с обычными людьми.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для лиц с особыми возможностями, в том числе с ограничениями здоровья.
Инклюзивное образование предполагает организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений, разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами; специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе. Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, лица с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин лица (дети) с особыми (специальными) образовательными потребностями, лица (дети) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе. В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания.
ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1. Провести самодиагностику с помощью нижеприведенной методики и представить её результаты
По результатам диагностики был получены следующий результат: 104 балла, что соответствует высокому уровню толерантности. Могу сказать, что я как представитель этой группы обладаю выраженными чертами толерантной личности.
2. Вы – блогер. Напишите два сообщения для своего интернет-дневника с выражением своей точки зрения на проблему обучения ребенка-инвалида в классе с детьми без ограничений в здоровье от лица толерантного и интолерантного человека
Недавно я услышала о такой профессии как тьютор в инклюзивной школе. Сразу два странных слова, не пугайтесь. Все не так страшно. В таких школах детки с особенностями могут учиться наравне со своими сверстниками и полноценно участвовать в жизни общества. Согласитесь, что дети должны учиться вместе без какой-либо дискриминации и барьеров. А кто-то может и не согласиться, это ваше право.
А вот тьютор является звеном или посредником между ребёнком и учителем, который в нужный момент помогает ребенку и направляет ситуацию в нужное русло.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Бакурадзе, А.Б. Мотивация труда педагогов/ А.Б. Бакурадзе. – М.: Сентябрь, 2005. – 192с. – (Библиотека журнала «Директор школы», вып. №3).
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005. - 384 с.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002 (2003, 2011). – 512 с.
4. Кириллова, М.К. Мотивация поведения и деятельности: учеб.-метод. пособие. - Ижевск: ERGO, 2006. - 47 с.
5. Лепешова, Е.М. Мотивирование педагогов ОУ/ Е.М. Лепешова// Справочник заместителя директора школы. - 2010. - №5. - С.79 - 85.
6. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 368с.
7. Сластенин, В., Исаев, И., Мищенко, А., Шиянов, Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, СПб.: Питер, (1986, 2003).
9. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с.
Литература:
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.
2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для системы дополнит. проф. образования и студентов вузов.- М.,2003 .
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала: Избранные психологические труды. 2004.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. –СПб.: Питер, 2000.
5. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия, 2004.
Литература
1. Калягин В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб: КАРО, 2005.
2. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
3. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
4. Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.