Фрагмент для ознакомления
2
Приемы и методы работы со средствами малых фольклорных жанров в ДОУ с дошкольниками
Художественное мышление народа, известное больше как фольклор, отражает идеалистические и жизненные идеи, духовные ценности народа. Фольклор детский и для детей имеет особенное значение в жизни ребенка и в его воспитании. При помощи взрослых и посредством малых фольклорных жанров ребенок учиться разговаривать, выражать и формировать свои мысли, развивается в творческом направлении, раскрепощается.
Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, используемые людьми в бытовой сфере ежедневно. Многие малые фольклорные формы являются древнейшим пластом народного русского творчества.
Колыбельные песни и пестушки являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения. Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм. Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В этих жанрах, конечно, присутствуют элементы оберегов, защищающих детей от злых сил.
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует ребенка, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышат маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, веселые — радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками обогащает речь и чувства ребенка, расширяет кругозор, формирует отношение к окружающему миру.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности как для общения с каждым ребенком, так и для решения воспитательно-образовательных задач, которые и надо решать с помощью русского народного фольклора:
во-первых, обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;
во-вторых, создание в группе радостного, светлого настроения, которое является одним из условий полноценного развития детей;
в-третьих, развитие речевых навыков и познавательной активности.
Работая с детьми младшего возраста, надо как можно шире применять фольклор. Прежде всего подобрать необходимый материал — потешеки, приговорки, попевки, отражающие доступный для понимания ребенку мир предметов, вещей и отношений. Обязательно учитывать ограниченный словарный запас детей этого возраста, а так же и то, что реальный мир малышами воспринимается своеобразно. Поэтому потешки подбирать надо соответственно уровню развития детей. Тексты потешек обязательно заучивать наизусть и подбирать соответствующие интонации, понятные детям.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни пребывания малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации не способен к общению с другими детьми, он скучает по дому, маме и потому находиться в угнетенном состоянии. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, пробудить чувство интереса и симпатии к новому для него человеку — воспитателю. Так, если в группе появился мальчик, который никак не может утром расстаться с родителями, только поможет ласковое приветствие с помощью потешки:
-Кто у нас хороший?
-Кто у нас пригожий?
-Кирюшенька хороший!
-Кирюшенька пригожий!
Помогло преодолеть ребенку этот барьер, обязательно назвав имя плачущего ребенка.
Перебирая пальчики девочки, которая прижимается к воспитателю после ухода мамы, приговаривать:
-Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот — наша девочка,
А зовут ее Эллечка?
А можно поиграть в «Ладушки-ладошки», «Сорока-сорока», детям это нравится. Через некоторое время они сами уже протягивают ручки, предлагая с ними опять поиграть.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт с маленькими подопечными.
Но не все дети одинаково реагируют на потешки. Если одних детей потешки с перебиранием пальчиков успокаивают, то другие ребята на эти потешки почти не откликаются. Можно попробовать тогда привлекать этих детей к играм в сопровождении потешек. Например, посадить на лошадку и приговаривать:
-Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок.
Я скачу, скачу, скачу,
Если хочешь, прокачу.
Или:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
Увлечь ребенка поможет заводная курочка и подобранная потешка:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Учитывать индивидуальные особенности малышей просто необходимо создавать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки. Сколько веселья вызывает у детей Зайка, скачущий по группе под слова рксской народной потешки:
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Дети радостно бросаются догонять зайку и хлопать в ладоши.
Проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. Чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, нужно сделать подборки соответствующих потешек, побуждающих детей к различным действиям. Эти подборки потешек можно красочно оформить например, в виде расписной ложки, которая висит около обеденных столов, в виде колыбельки с колыбельными песенками, которая находится в спальне рядом с детскими кроватками.