Фрагмент для ознакомления
1
Задание №1
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе
1. Эстетический аспект произведения. Что в анализируемом тексте, по Вашему мнению, является эстетически ценным элементом? Что в тексте может вызвать эстетическое удивление, отвращение, радость от прочитанного и т.д?
2. Найти незнакомые или неясные слова в тексте, уточнить их значение.
3. Описать круг смысловых элементов текста, которые формируют смысл произведения.
4. Найти в тексте такие смысловые элементы, которые кажутся случайными и доказать их неслучайность.
5. Поделить систему образов на группы (сферы):
a. Образ человека (или группа образов). Указать, с каким из персонажей какие смысловые характеристики текста соотносятся.
b. Образ пространства (или совокупность образов пространства). Указать атрибуты пространства (или каждого из пространств), указать качества пространства, в том числе, если есть: звуки, запахи, цвета, тактильные характеристики и др.
c. Образ времени.
d. Другие группы образов (если есть).
6. Начертить кластер-карту смысловых элементов текста, в котором указать связи этих элементов друг с другом. (Закон «тотальной взаимосвязи» гласит: в художественном тексте все связано со всем. Задание заключается в том, чтобы указать наиболее очевидные, на Ваш взгляд, связи). Схему письменно прокомментировать.
7. Внешние ассоциации, связанные с анализируемым художественным текстом.
a. Указать смысловые элементы (в том числе, символы, архетипы), которые отсылают к тексту культуры, а также к другим текстам или каким-либо образом соотносятся с другими текстами (как литературными, так и с текстами культуры: картины, музыкальные произведения, театральные постановки и так далее), если таковые присутствуют в анализируемом произведении.
b. Указать характер этих связей: влияния (*литературные влияния связаны с конкретным литературным текстом) или аналогии (аналогии связаны, в частности, с архетипическими ситуациями (например, ситуация похищения невесты)).
8. Выявить «человеческую меру» текста (см. положение о «человекоразмерности» художественного текста в книге Л.Фуксона «Чтение»).
9. Сформулировать вопросы / задания к интерпретируемому тексту (и составить примерный ответ на них): *по одному-два вопроса на каждый пункт.
a. «Предтекстовые» вопросы / задания:
- обращенные к личному опыту учащегося
- на прогнозирование содержания текста
b. Вопросы / задания к содержанию текста:
- на первичное восприятие
- на уточнение смысла отдельных слов, предложений (на устранение всего, что может быть непонятным в тексте)
- на понимание основного смысла текста
- на уточнение функций отдельных смысловых элементов
- сформулировать вопросы / задания к отдельным группам художественных образов (к пространственно-временной организации текста, к особенностям повествования, к системе персонажей, к образу времени, к атрибутам пространства, к символам и т.д.)
c. 2-3 вопроса / задания на размышление / рефлексию над текстом как смысловым целым.
*на данном этапе конечный смысл должен быть соотнесен с личным читательским опытом учащегося.
Задание 2 (выбрать какой-то один вариант)
• Вариант 1. Конспект воспитательного мероприятия по литературе в старших (9-11) классах.
Тема: биография писателя.
Задача: Показать, что и как Вы будете рассказывать о писателе в 9-11 кл. Обосновать отбор материала и выбор формы.
- жанр мероприятия выбирается самостоятельно (гостиная, интеллектуальная игра, заочная экскурсия, и др.)
- составляется пояснительная записка к занятию с обоснованием выбора материала и формы занятия.
• Вариант 2. Предложить вариант деловой игры на уроке литературы.
Тема: биография писателя.
- в методической литературе посмотреть особенности жанра урока - деловой игры (например: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518269/)
- составить конспект урока-игры
• Вариант 3. Предложить вариант ролевой игры на уроке литературы.
Тема: биография писателя.
- в методической литературе посмотреть особенности жанра урока – ролевой игры. Найти отличия формы ролевой игры от деловой игры.
- составить конспект урока-игры.
Памятка:
С чего начать? Начать работу с биографией необходимо с поиска надежных источников, каковыми могут быть:
- биографические словари (самые краткие сведения о биографии + библиография):
Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. А—Г / Главный ред. П.А. Николаев. — М.: Советская энциклопедия, 1989-2007.
Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. / Под редакцией Н.Н.Скатова – М.: Просвещение, 1998 – 784 с., илл.
Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. Редкол.: А.Г. Бочаров, Л.И. Лазарев, А.Н. Михайлов и др. — [М.]: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — А.М, 2000. — 808 с.: ил.
На что обращать внимание: на редактора, состав редколлегии и издательство.
- сайты писателей, созданные в сотрудничестве с учеными, музеями (Достоевского, Толстого) и сайты современных писателей (Прилепина);
- биографические книги (условно – научные), «жизнеописания», сделанные биографами писателей или исследователями их творчества. Тогда нет необходимости изучать колоссальное количество первоисточников, биографы уже сделали это за вас. Основные проблемы: далеко не все биографии (коих огромное множество) хорошего качества (это во-первых), а во-вторых, сам автор может быть далеко не в восторге от написанного биографом. Нужно фильтровать: через рекомендации специалистов или лит.премии. Хорошие, например: Б. Бойд о Набокове, И. Волгин о Достоевском (есть еще Гроссман и Селезнев), М. Слоним «Три любви Достоевского», лауреаты «Большой книги»: Д. Быков «Пастернак» (и еще о Горьком и Маяковском), Алексей Варламов «Алексей Толстой», Л. Сараскина «Солженицын», П. Басинский «Лев Толстой: бегство из рая», А. Кабаков и Е. Попов «Аксёнов».
- художественные (беллетризованные) б. Хорошая серия – «Писатели о писателях» (из-во «Книга» 1984-1991): А. Марченко «С подорожной по казенной надобности», Ю. Тынянов «Пушкин», Ю.М. Лотман «Сотворение Карамзина» («биография души»), М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова»),
- автобиографии, мемуары, эпистолярий;
- документальные фильмы. Довольно разнообразны по организации материала, подаче, задачам и пр. Особо ценны тем, что дают возможность увидеть редкие материалы (фотографии, кадры кинохроники, съемки мест событий и пр.) или строятся как интервью с еще живыми писателями.
Задание 3
Теоретическое понятие на уроках литературы: алгоритмы преподавания
Задание: составить развернутый конспект фрагмента урока по литературе на этапе объяснения теоретико-литературного понятия.
Цель работы – получить некоторые навыки преподавания теоретической информации на уроке литературы.
Работа строится вокруг одного литературоведческого явления (например, система родов, жанров, тропов, типы персонажей, структура образа человека, типы пространства, структура образа мира, сюжет и фабула, понятие мотива в литературном произведении, и т.д.)
Алгоритм подготовки выступления:
1. Выбрать один теоретический аспект, представить его как тему урока.
*например: система лирических жанров в литературе.
2. Продумать приемы актуализации имеющихся знаний / активизации интереса к теме.
*например: задать вопросы к теме урока на предмет ранее известных понятий: Что такое жанр? Что такое лирический жанр? Что такое лирика? и др. / задать вопросы к ожиданиям учащихся: от «Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?» до «Что бы вы хотели узнать по данной теме?» и др.
3. Работа с определением литературоведческого понятия в учебнике (словаре).
*например: Для того, чтобы понять особенности лирических жанров, надо вспомнить, что такое лирика. «Лирика – один из трех родов литературы, наряду с эпосом и драмой, центром внимания которого является образ-переживание. Лирическое произведение имеет небольшие размеры, отличается насыщенностью выражения, субъективна в своем взгляде на мир, интимна по своему содержанию и напевна по звучанию. Это такой вид поэтического творчества, который представляет собой раскрытие, выражение души. Лирика представлена такими жанрами как стихотворение, ода, элегия, песня, дума, послание, эпиграмма». (Перед нами высказывание, смысл которого мы должны дешифровать).
Как понять высказывание?
Понять смысл высказывания – значит суметь передать его своими словами.
1) Задать вопросы: к значению слов (уточнить значения непонятных слов, проговорить значения ранее изученных терминов).
2) Выделить ключевые понятия. Это смысловые акценты, содержащиеся в тексте, в зависимости от цели урока, от сформулированных ожиданий класса, от уровня подготовки учащихся эти акценты можно расставлять по-разному. (род литературы, образ-переживание, субъективность, интимность, выражение души).
3) Определить ключевые понятия (одним из четырех способов):
a. Подобрать родственные слова: поэзия, стихи (раскрыть основания к синонимичности).
b. Выделить их свойства, существенные признаки.
c. Сравнить, найти различия (уместно для работы с «видовыми» терминами внутри родового понятия, например, с жанрами внутри рода литературы: чем отличается ода от элегии, дума от эпиграммы и др.).
d. Выделить основания для их сопоставления (Что общего между элегией и думой, стихотворением и одой и др.?).
4) Подобрать синонимы, антонимы, общее родовое понятие (родовое понятие для Лирики – род литературы; для метафоры, эпитета или гиперболы – троп; для элегии, рассказа, романа, трагедии – жанр и т.д.; антонимичными понятиями для Лирики будут Эпос и Драма, уместно будет рассмотреть разницу между ними).
5) Составить «словарь темы», назвать тематическую группу слов: лирика, лирический субъект, лирический герой, лирическое «я», лирическое переживание, образ-переживание, субъективность, стихотворение, ода, эпиграмма, дума, элегия, и др.
6) Дать определение понятий с помощью разных синтаксических конструкций (объяснить своими словами), в том числе, представить информацию в графическом виде (кластер, таблица и др.).
4. Привести, но не углубляться в их анализ, примеры / фрагменты художественных текстов, чтобы показать, как данное понятие работает.
5. Этап резюмирования изученного. Продумать прием закрепления информации (достаточно одного-двух вопросов, также можно поработать со «словарем темы»).
Рекомендации:
- желательно рассматривать частные теоретические явления / понятия, чтобы не утонуть в фундаментальной теории.
- при построении урока учитывать место литературоведческого понятия в структуре школьной программы (класс, возраст учащихся, пройденный материал). Для этого необходимо выбрать любой УМК по литературе и строить урок в соответствии с данным Учебно-методическим комплексом.
- к заданию прилагаются два файла: хрестоматия по литературоведению и теория литературы в схемах и таблицах, они помогут систематизировать информацию по выбранной теме и устранить возможные пробелы в знании теоретического материала.
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
1. Несмотря на различия в позициях ученых относительно функционально-стилевой классификации литературного языка, они едины во мнении, что основной функцией языка художественной литературы является эстетическая, что отличает ее от других стилистических разновидностей, в которых эта функция также имеет место, но при этом не является приоритетной.
Все синтаксические средства стихотворений в прозе И.С. Тургенева подчинены одной цели, которая заключается в создании «общей образности художественной речи» (по А.М. Пешковскому). В текстах этого стиля встречаются все типы простого и сложного предложения, частотны конструкции с прямой речью; стилистический фонд текстов составляют многочисленные средства поэтического синтаксиса, включая градацию, антитезу, инверсию, оксюморон, эллипсис, многосоюзие, синтаксический параллелизм, хиазм и др.
Создаёт их писатель в последние годы жизни с 1877 года. Они были напечатаны в 1882 году в журнале «Вестник Европы», за год до смерти писателя.
Выделяются такие грани его стихотворений как проблемы, которые волнуют человечество во все времена: гуманность человеческих отношений, торжествующая любовь, смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость, противопоставление добра и зла, подвига и трусости, размышления о русском народе, о родине. Стихотворения метафоричны, аллегоричны, часто строятся на контрасте, в них активно используются эпитеты. Стихотворения в прозе – прозаические произведения, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объёмом, служебной ролью сюжета, подчиненностью всего произведения выражению какой-либо одной мысли, одного переживания, одного образа. -в стихотворении в прозе преобладает не повествовательный, а субъективнооценочный смысл.
2. Слова в тексте, уточнение значений
1. Порог-брус на полу в нижней части дверного проёма. (Переступить порог, через порог руки не подают. Употребляется как символ родного дома.
2. Порог- перен. Преддверие, граница, начало чего-либо. (Мы стоим на пороге великих свершений. На пороге смерти. У порога сознания) Порог- наименьшая величина показателя, при которой возможно проявление определённого свойства. (Порог срабатывания механизма)
Порог- мелководный каменистый или скалистый участок в русле реки с резким падением уровня воды и повышенной скоростью течения, затрудняющий судоходство. (Днепровские пороги, Порожистая река).
3. Круг смысловых элементов:
Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью-угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей стуей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос. -О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает? -Знаю, -отвечает девушка. -Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть? -Знаю. - Отчуждение полное, одиночество? - Знаю…Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. - Не от врагов- но и от родных, от друзей? -Да… и от них. --Хорошо. Ты готова на жертву? - Да. - На безымянную жертву? Ты погибнешь- и никто …никто не будет даже знать, чью память почтить!.. - Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. - Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову… - И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. - Знаешь ли ты –заговорил он, наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? - Знаю и это. И всё-таки я хочу войти. - Войди! Девушка перешагнула порог -и тяжёлая завеса упала за нею. -Дура!- проскрежетал кто-то сзади. - Святая!- пронеслось откуда-то в ответ.
4.
Эпитет: громадное - Очень большое, гигантское, колоссальное, огромное…- здание большое, в нём много должно быть места, пространства, дверь узкая, значит, проход не для всех… пройти будет трудно… -здание огромное, этим оно как бы давит , пугает, а дверь, хоть и узкая, но раскрыта настежь. Значит, ожидается, что туда войдут; - дверь узкая, тесная, но за ней «непроглядная мгла». То есть такая, какая может заполнить «громадное здание». «Непроглядная мгла» «дышит морозом»… Это пугает, настораживает, заставляет задуматься о том, что войти не безопасно…);
главный герой стихотворения (девушка); автор только сообщает, что это русская девушка. Стихотворение в форме диалога. (Девушка, желающая переступить порог и войти в здание, и голос, который «выносится из глубины здания».);
5. Система образов:
• Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)
• Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)
• Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).
• Философские размышления. («Молитва», «Монах»).
• Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)
• Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)
6. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («...на тысячу верст кругом Россия – родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны