Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время, в связи с экологической обстановкой во многих городах, а также
уровнем жизни населения, наблюдается неутешительная динамика развития разного рода
патологий у детей, наиболее распространенной выступает речевая патология. Таким
образом, речевое развитие детей дошкольного возраста на сегодняшний день является
наиболее актуальной задачей, как для педагогов, так и для родителей. Своевременное
полноценное формирование речи ребенка является залогом его успешной деятельности в
будущем.
Речь выступает в качестве основного средства общения людей и является основным
инструментом и орудием мышления. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности
овладевает культурой речи, которая заключается в умении правильно, в соответствии с
содержанием излагаемого, а также с учетом условий речевого общения и целью
высказывания, использовать все языковые средства. Звуковая культура речи является
одной из составляющих речевой культуры. Речь детей младшего возраста в период ее
становления отличается недостатками звукопроизношения. Данный аспект в первую
очередь связан с недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата, которые
включают язык, мягкое небо, губы, нижнюю челюсть. Еще одна причина, которая
оказывает влияние на правильность звукопроизношения – недостаточно сформированный
фонетический слух, иными словами ребенок не способен на слух воспринимать и четко
дифференцировать все звуки речи [3].
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных
возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
Функция слухового анализатора у ребенка развивается значительно рано и ребенок уже на
начальном этапе развития способен дифференцировать исключительно
противопоставленные звуки [4]. К 6 месяцам в речи ребенка появляются первые четкие
звуки, которые не носят устойчивого характера и произносятся в основном в коротких
словосочетаниях, наиболее четко среди гласных звучит звук – а, у; к согласным можно
отнести звуки – п, б, м, к, т. К году ребенок отчетливо произносит простые
артикуляционные звуки: - а, у, п, б, м, н, т, д, к, г. Следует отметить, что качество и
произношение звуков зависит в первую очередь от состояния и подвижности
артикуляционного аппарата, который в данный возрастной период начинает активно
функционировать.
Фонематическое развитие у детей происходит активно, зачастую опережает
артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования
звукопроизношения [3]. Н.Х. Швачкин подчеркивает, что уже к концу второго года жизни
(при понимании речи) ребёнок способен воспринимать все звуки родного языка. Таким
образом, ребенок на втором году жизни уже не только улавливает ритм и интонацию в
речи, но и может различать звуки речи слоговой состав слов, фонематический слух у него
формируется в процессе естественного развития.
На втором году жизни ребенок активно начинает произносить звуки - э, и, ы, однако
твердые согласные звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. На данном возрастном этапе у детей
возрастает потребность к подражанию речи взрослых, происходит интенсивное
понимание речи других. Н.А. Герман отмечает способность не только четко
3
дифференцировать и воспринимать на слух речевые звуки, но самостоятельно
употреблять в речи простые односложные слова [1].
На третьем году жизни артикуляционный аппарат ребенка активно функционирует, но
четкость произношения еще недостаточно выработана. Yа данном возрастном этапе, дети
стараются как можно четче приблизить свое произношение к правильному. Трудные по
произношению и артикуляции звуки, как правило, заменяются на более легкие, например,
ц – ть, р – л, ч – сь, ть. Четко оформляется артикуляция губно-зубных: - ф, фь, вь. Ученый
также делает акцент на фонематическом восприятии и указывает на то, что дети
практически не смешивают слова близкие по звучанию, стараются сохранить слоговую
структуру слога [5].
На четвертом году артикуляционный аппарат укрепляется, движения мышц имеют
определенную координацию, в речи детей постепенно появляются твердые согласные,
шипящие, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.
Таким образом, фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе
взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений.
Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение
отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитикосинтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних
фонем и отличает их от других [3].
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком
своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения.
Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.
Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного
общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев,
В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более
высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на
составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ
звуковой структуры слова [5].
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов
фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в
процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового
анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое
значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте
заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности
ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала [7]
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом
развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому
анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но
разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». Д.Б.Эльконин
определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и
умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.»
[7]
Фонематическое восприятие – выступает в качестве начального этапа овладения
грамотой, звуковой анализ является последующим этапом развития. Ещё один фактор:
фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой
анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность
различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ
– способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме [3]
Таким образом, к началу дошкольного возраста, несмотря на значительное овладение
речью, ее звуковая сторона недостаточно развита, ясна и чиста по звучанию.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия,
4
Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой, Большаковой С.Е и
др.) указывают на то, что при понимании и усвоении фонетических особенностей
звучащих слов, происходит совершенствование общеречевого развития ребенка, а также
положительная динамика в в развитии грамматического строя, словаря, артикуляции и
дикции.