Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В дошкольном воспитании одним из
главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и
научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста.
В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное
(обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы
утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть. В процессе
организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной,
ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная
польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг,
а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие,
воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и
серьезное направление.
3
1 Теоретические аспекты основ педагогических условий воспитания детей в
трудовой деятельности
1.1 Значение трудовой деятельности в развитии личности дошкольника
Труд имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью
взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд –
во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не
слишком растянутая во времени. Более того, она не имеет практически
никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и
представленное как результат его труда ценно исключительно только для него
одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут
восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности
трудовой деятельности дошкольников.
К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть
организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан
на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь
нужного результата. Поэтому все делается только с руководством
наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша
содержание. Иными словами, понятно ему и интересно .
1.2 Создание условий для воспитания дошкольников в труде
Во ФГОС дошкольного образования содержится пять образовательных
областей. При этом труд не выделяется как самостоятельная образовательная
область, а его содержание представлено крайне сжато. Поэтому сейчас особую
актуальность обретают обсуждение вопросов о месте труда в жизни ребенка и
развитие методик трудового воспитания. Правильное трудовое воспитание
является одним из важнейших условий формирования гармоничной личности.
Оно неразрывно связано с нравственным воспитанием, с обретением ребенком
самостоятельности. При этом содержание труда дошкольников должно
включать все пять доступных видов труда:
4
- самообслуживание (умение самостоятельно одеваться, раздеваться,
умываться, мыть руки по мере загрязнения, чистить зубы и т.д.);
- бытовой труд (наведение и поддержание порядка в помещении и на участке);
-труд на природе (уход за животными и растениями);
- ручной труд (изготовление игрушек, предметов из бумаги, природных,
бросовых материалов);
- умственный труд .
Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь
понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша,
она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.
Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид
трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи
взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь
одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых
вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации,
но потом доводится до автоматизма.
2 Технологии приобщения дошкольников к труду
В четырех летнем возрасте, у детей начинают появляться определенные
навыки, которые можно охарактеризовать как «цепочку последовательных
действий», что, как пишет, Е.Н. Герасимова и является трудовым процессом.
Формирование навыков зависит от умения ребенка ставить перед собой цель,
а оно, в свою очередь, определяется различными жизненными ситуациями,
которые начинают возникать у ребенка, такими как необходимость убирать
игрушки.
Но, на пятом году жизни, ребенок проявляет интерес к труду, но еще рано
говорить о формировании полноценных навыков и умений. Если взять,
например, наведение порядка, эту деятельность назвать нельзя рассматривать,
как самостоятельную. Дети часто делают это только вместе с воспитателем,
который их стимулирует. Поэтому, в данном возрасте, на первый план
5
выходят формирование положительного отношения к труду и нравственноволевых качеств. Если воспитатель делает это правильно – у детей к труду
появляется интерес .
В процессе воспитания важно, чтобы ребенку должен быть понятен смысл
совершаемых действий, их важность для себя или окружающих. Трудовая
деятельность детей должна осознаваться ими как необходимая, быть
интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом,
игровыми моментами. Работая с детьми пятого года жизни, наибольшее
внимание приходится уделять развитию навыков самообслуживания. К ним,
относится, в частности, упомянутое выше, наведение порядка. Важно
приучить детей не просто убирать игрушки, а добиться системности в этом,
бережного отношения к игрушкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель трудового воспитания по ФГОС – формирование положительного
отношения детей к труду. Как мне кажется достичь её можно только на основе
учета особенностей трудовой деятельности и возрастных особенностей
ребенка
Задачи:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
В условиях ДОУ воспитание труда у детей начинается с 1-й младшей группы,
где основой становятся формирование навыков самообслуживания,
продолжается до подготовительной группы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6
1. Вечорко Г.Ф., Основы психологии и педагогики - Минск: ТетраСистемс,
Тетралит, 2013. - 192 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения.
Учебник для вузв. Стандарт третьего поколения. Гогоберидзе А. Г., Солнцева
О.В. Питер., 1 издание, 2013 - 464 с. ( 273)
3. Козлова С.А., Кожокарь С.В. Развитие познавательного интереса
дошкольников к творческой деятельности взрослого. – Монография. – М.:
Школьная Книга, 2016. – 160 с.
4. Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С., Грибанова М.В., Зорина Н.А.,
Половодова Л.С., Прозументик О.В., Токаева Т.Э., Методика воспитания и
обучения в области дошкольного образования - Пермь: Пермский
государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 208 с
5. Культурно-гигиенические и трудовые навыки. 4-5 лет. ФГОС – М.:
Учитель, 2014. – 56 с.
6. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду:
учебное пособие/ Л.И. Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 221 (72-98)
7. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. – СПб.:
ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 208 с.
8. Подготовка дошкольников к школе. -
https://podrastu.ru/deyatelnost/trudovaja-dejatelnost-detei.html
9. "Условия трудового воспитания детей в ДОУ и семье". -
https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2018/01/03/usloviya-trudovogo-vospitaniyadetey-v-dou-i-seme