Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Обзор психолого-педагогических исследований семейного воспитания 5
1.1. Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах 5
1.2. Исследование стилей семейного воспитания, и влияние семьи на личность детей 11
2. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Всестороннее развитие ребенка как личности зависит от типа или стиля семейного воспитания, детско-родительских отношений, психологического климата в семье, позиции родителей. Благополучная атмосфера в семье эффективнее всего удовлетворяет все потребности подрастающего поколения. От психологического климата семейных отношений, от правильного стиля воспитания ребенка, от проявления любви к ребенку, зависит его эмоциональное и психическое здоровье, формируются его черты характера и отношение к жизни. Тесный контакт с родителями дает ребенку ощущение надежности, уверенности, безопасности и стимулирует его развитие.
Действительно, самым главным фактором, который влияет на становление личности является семья. Семья – это особая культурная общность и социальная группа, которая отвечает не только лишь за социальное воспроизводство населения, но также и за воссоздание образа его жизни.
За последние десятилетия значительно изменились ценности, нормы и модели поведения, которые должен освоить ребенок; меняются личностные смыслы и ценности, которыми родители руководствуются в воспитании своих детей, а также сокращается время, которое родители могут проводить вместе с детьми, и уже как следствие, снижается осведомленность о жизни детей у родителей. Одной из основных отрицательных последствий изменений семейных отношений при адаптации к социальным переменам очень многие исследователи (И. А. Горьковая, О. А. Карабанова, Ю. В. Айзина, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко и др.) признают именно нарушение характера детско-родительских отношений. Так же многие исследователи отмечают, что влияние стиля взаимодействия детей с родителями имеет очень далёкие последствия и соответственно определяет их жизненный путь. То, каким ребенок войдёт во взрослую жизнь, каким он станет, определяется во многом стилями родительского поведения, которые как раз и выбирают родители по отношению к детям.
Объект: воздействие стилей семейного воспитания на личность ребенка.
Предмет: особенности стилей семейного воспитания на развития личности ребенка.
Цель: исследовать влияния стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения литературных источников, исследовать влияние стилей семейного воспитания на развитие личности.
2. Изучить воздействия стилей семейного воспитания на личность ребенка.
3. Разработать практические рекомендации по проблеме взаимосвязи стилей семейного воспитания с особенностями и личности ребенка.
1. Обзор психолого-педагогических исследований семейного воспитания
1.1. Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
Семья - особый коллектив, который играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль.
Не зависимо от подхода к определению понятия семья, важность ее влияния на формирования личности ребенка не вызывает сомнений. Семья — это первый институт социализации, с которым сталкивается человек. Более того воздействие семьи на становление маленького человека наиболее длительно, нежели влияние других социальных институтов (школы, института, трудового коллектива и т. д.).
Вопрос семейного воспитания в настоящее время является одним из наиболее распространенных объектов исследований, прежде всего это связано с изменением роли семьи в современном обществе.
Под семейным воспитанием в педагогической литературе понимают процесс педагогического взаимодействия всех членов семьи с детьми для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Действительно, самым главным институтом социализации является семья. Всё то, что ребенок в свои детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни [ ]. Важность семьи как основного института социализации обусловлена именно тем, что ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность совершенно ни один из институтов воспитания никак не может сравниться с семьёй. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2012.
2. Андрющенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 2003, № 4.
3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2003.
4. Гуцу Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: Дис. ... канд. психол. наук: Нижний Новгород, 1997. - 174 c.
5. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 2010.
6. Калинина, Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребёнка/ Р.Р. Калинина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 89 – 97.
7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007.
8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Просвещение, 2013.
9. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2010.
10. Рубинштейн С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. – М.: Просвещение, 2010.
11. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2004.