Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление сопряжено с обществом на протяжении всей его истории и с античных времен является предметом философских рассуждений.
Эволюции развития общества всегда сопутствует резкие скачкооб-разные изменения, то есть революции. Развитие управленческой мысли не является исключением, она тоже пережила не одну качественную перемену, так называемую управленческую революцию.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью данной работы является изучение эволюции управленческой мысли и школ управления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть эволюцию управленческой мысли;
проанализировать управленческую мысль на современном этапе.
Объектом исследования выступает управленческая мысль. Предметом исследования –особенности ее развития.
К основным методам исследования, использованным в работе, мож-но отнести метод сбора данных и обобщения материалов, аналитический метод.
1 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
«Управленческая революция - это радикальная смена управленче-ской парадигмы, поворотный момент в теории и практике управления, приводящий к переходу от одного качественного состояния менеджмента к другому» [5, с. 18]. Логично, что многие иссле-дователи (К.С. Джордж, Р. Ходжеттс, Д. Бэрнхем, А.И. Кравченко, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, А.Г. Поршнев, Э.М. Коротков, Н.Г. Ольдерогге и др.) используют управленче-скую революцию в качестве критерия периодизации истории становления и развития управленческо-го знания, но делят этот процесс на разное ко-личество этапов.
Например, А.И. Кравченко, Н.В. Кузнецова, Е.П. Костенко и неко-торые другие ученые выделяют пять управленческих революций, ради-кально изменявших роль и значение управления в жизнедеятельности об-щества:
1. Религиозно-коммерческая (V-IV тысячелетия до н.э.): во время формирования первых государств, в связи со строительными и мелиора-ционными работами, возникла необходимость в централизации хозяй-ственной деятельности и особой категории - «жрецов-бизнесменов».
2. Светско-административная (II тысячелетие до н.э.), - центральным событием которой стали законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), регулиро-вавшие взаимоотношения между людьми разного социального статуса.
3. Производственно-строительная (I тысячелетие до н.э.), - с харак-терным для нее государственным управлением, направленным на кон-троль в сфере производства и строительства.
4. Индустриальная (XVII-XVIII вв.), - в результате которой зарожда-ется «профессиональное управление» (отделение управления от собствен-ности).
5. Бюрократическая (конец XIX - начало XX в.), - благодаря которой началось формирование иерархических структур (осуществлялась подго-товка управленцев; появление социального класса менеджеров / руководи-телей, который осуществлял руководство / управление не только государ-ством, но и материальным и духовным производством), введение долж-ностных обязанностей и ответственности руководителей.
Одновременно и в связи с управленческими революциями эволюцио-нировала научная мысль об управлении человеческими ресурсами. В этом процессе исследователи условно выделяют несколько этапов сообразно роли, статусу и положению человека в обществе (бытия человека): физио-кратический - человек как «носитель силы», прагматический - человек как «экономический ресурс», технократический - человек как элемент системы («человек-машина») и, наконец, гуманистический этап, базальной ценно-стью которого становится человек.
Изучая историю развития управленческой мысли, можно сделать вывод, что уже древние правители и философы осознавали важность управления людьми, а под «управлением» постепенно стали понимать спо-собность применять власть и опыт для регули- рования не только хозяй-ственных, но и социальных параметров общества. Тем не менее, управле-ние как система знаний начала формироваться только в XIX в., а расцвет науки приходится на ХХ столетие, в котором происходит выделение управленцев в самостоятельный социальный слой и его последующее пре-вращение в господствующий класс информационного (постиндустриаль-ного) общества.
Вот почему ученые, которые не ограничиваются пятью выше оха-рактеризованными моделями, важнейшим следствием управленческой ре-волюции в ХХ в. считают «создание новых моделей организационных структур» [4, с. 20], направленных на развитие личности.
Научные основы управления были заложены американским инжене-ром Ф. Тейлором (1856 -1915). Этот ученый и практик главное внимание уделил проблемам производительности труда, так как считал, что в паде-нии производительности труда виноваты неэффективные системы управле-ния.
В современном обществе теория и практика управленческой деятель-ности связываются не только с техническим оснащением и информацион-ной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; под ред. А.П. Алексеева. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Ан-цупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.: ил. ISBN 5-469-01216-6
3. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Приор, 2002. - 560 с. ISBN 5-7990-0686-0
4. Костенко Е.П., Михалкина Е.В. История менеджмента: Учеб. пос. / Е.П. Костенко, Е.В. Михалкина. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного феде-рального ун-та, 2014. - 606 с. ISBN 978-5-9275-1424-3
5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пос. для вузов / А.И. Кравченко. - 5-е изд. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
6. Кравченко А.И. Культура и культурология: Словарь / А.И. Кра-вченко. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 928 с. - (Summa). ISBN 5-8291-0293-5 (Акаде-мический Проект) ISBN 5-88687-134-9 (Деловая книга)
7. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / [Электронный ресурс] - http://www.studmed.ru/view/lebedev-sa-filosofiya-nauki-slovar-osnovnyh-terminov_d01e2a6ed32.html
8. Мустафин А.А Политология: словарь современных терминов и выражений /А.А. Мустафин. - Ангарск: Изд-во АГТА, 2012 - 168 с.
9. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М.: Издат. центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
10. Отюцкий Г.П. Философские проблемы социального управления: монография / колл. авто-ров; под ред. Г.П. Отюцкого. - М.: Русайнс, 2016. - 138 с.
11. Педагогический словарь: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с. ISBN 978-5-7695-4652-5
12. Петрий П.В. Философско-методологические проблемы управлен-ческой деятельности воен-ных кадров: Учеб. пос. / под общ. ред. П.В. Пет-рий. - М.: ВУ, 2006. - 244 с.
13. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румян-цева. - М.: Инфра-М, 2005. - Т.VI. - 724 с. ISBN 5-16-001845-Х
14. Социология: Энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий) ISBN 985-428-619-3.
15. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Введение в менеджмент: Учеб. пос. / В.П. Сухинин, М.В. Горше-нина. - Сызрань: Самарский гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани, 2010. - 114 с.
16. Экономический словарь для специалистов по рыночной экономи-ке. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006. - 664 с.