Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема высших психических функций и их развития в целом является одной из ключевых в исследовательской работе психолога, вокруг нее строится и изучение речевого мышления, и дефектологические работы в сфере изучения интеллектуальных, волевых, аффективных процессов.
Понимание основ развития психики в онтогенезе, правильного хода развития, категорически необходимо специалисту, чтобы правильно оценить отклонения, происходящие в ходе формирования психических функций.
В патопсихологии существует положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, которое утверждает, что аномальное развитие подчиняется тем же законам, что уже изучены нами, но реализует их в другое время, в рассинхронизации — с опережение одних сфер и отставанием других.
Проблема нормативности детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие одна другой, теории. Школа Гезелла положила начало систематическому изучению роли созревания ЦНС в раннем развитии ребенка. Наиболее значительные достижения в области изучения раннего аффективного развития ребенка принадлежат психоаналитическому направлению (А.Фрейд и др.).
В исследовании интеллекта ведущую роль занимает школа Пиаже. Деятельностный подход к детскому развитию интенсивно развивался в отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М.И. Лисина). Особый вклад в изучение различных сторон детского развития внесла культурно-историческая теория Выготского, которая разводит понятия природного и культурного поведения человека, используя для этого принцип произвольности действия.
Цель исследования: рассмотреть основные закономерности психического развития в норме и патологии.
Объект исследования – психическое развитие ребенка.
Предмет исследования – специфика психического развития при нарушении его хода.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности психического развития в онтогенезе;
3. Рассмотреть вопрос о применении знаний о норме психического развития к оценке патологического развития.
В качестве методологической основы исследования использованы работы Л.С. Выготского, А.А. Гагаева, С.Г. Касвинова и др.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, интерпретация исследовательских работ.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Закономерности психического развития в норме и патологии
Формирование и развитие сознания человека – проблема, возникшая еще в рамках философии, и ставшая одной из ведущих в психологии, педагогике, культурологии.
Изначально выделялись два подхода к понимаю сознания человека: идеалистический, предполагающий божественное происхождение человека и организацию психики с точки зрения духовности, и биологический, рассматривающий функционирование человеческого сознания, как набор биологических функций, осуществляемых тем или иным путем лишь на более эффективном и рациональном уровне, чем то происходит у животных.
Первая точка зрения свойственна большинству религиозных концепций, вторая заложена в трудах Гегеля и развита его последователями в рамках материалистической и смежных направлений философии. В России в развитие биологического взгляда на сознание человека огромный вклад внес И.П. Павлов, проделавший большую сравнительную работу в сфере изучения организации психики человека и животного [8, 132].
Культурно-историческая теория Выготского выделяет как две детерминанты развития психики человека биологические ее функции, что соотносится с учением биологического подхода, и социальную обусловленность, что не является точным отображением идеалистического подхода, но в этом случае можно провести явную параллель между развитием волевой сферы личности и учение о духовности и свободе воли.
Феномен нарушенного развития представляет одну из основных проблем и сферу работы специальной психологии.
Выделяя существенные характеристики феномена нарушенного развития (дизонтогенеза), различные авторы предлагают различные объяснения и названия, фиксирующие, по их мнению, существенные его признаки, по сравнению с нормальным развитием [6, 39].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). — М.: Высшая школа, 1968. — 104 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. — 656 с.
3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 136 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2006. — 1136 с.
5. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVII-XX веков: культурно-исторический аспект. – М.: Русское слово, 2002. – 159 с.
6. Зашихина И.М. Почему культурно-историческая теория Льва Выготского актуальна сегодня? // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, № 5, 2014, с. 38-46.
7. Касвинов С.Г. Система Выготского. Монография. — Харьков: Райдер, 2013. — 460 с.
8. Курышева О.В. Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, № 3, 2003, с. 131-137.
9. Мареев С.Л. Л.С. Выготский: философия, психология, искусство. – М.: Академический проект, 2017. — 227 с.
10. Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков. M.: Культурная революция, 2008. — 447 с.
11. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник, 2, № 1, 2012, с. 258-262.
12. Сысоева И.В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 15 (95), 2012, с. 130-136.
13. Фрумкина Р.М. Культурно-историческая психология Выготского – Лурия. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2006. — 28 с.