Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Когнитивная психотерапия на сегодняшний день является одним из самых популярных методов в профессиональном сообществе, это одно из немногочисленных направлений психотерапии, которое имеет научно доказанную эффективность. Когнитивная психотерапия разъясняет проблемы психологического характера, как последствие некорректной переработки информации, поступающей в мозг.
Сегодня собственно когнитивная психотерапия – это высокоэффективный метод лечения расстройств различного типа. Ряд проведенных исследований показал, что когнитивная психотерапия добилась достаточно высоких результатов в ликвидации депрессии.
Такой вид терапии эффективно убирает состояние тревоги у человека. Также было подмечено, что когнитивная психотерапия снижает вероятность возникновения рецидива заболевания в последующем.
Когнитивная психотерапия тесно связана с поведенческой психологией. Она применяется, когда нужно изыскать новейшие формы поведения, укрепить результат и простроить будущее. Техники когнитивной психотерапии стабильно применяются на конкретных стадиях комплексной терапии совместно с иными подходами.
Наиболее обширно когнитивная психотерапия используется в психологическом консультировании, клинической практике, в личностно ориентированной деятельности, обеспечивающей условия для самореализации личности и сопровождающей ее на пути к успеху, а также в работе с персоналом в различных организациях. Для специалистов-практиков специалистов когнитивная психотерапия удобна тем, что гармонично сочетается с разнообразными подходами в психотерапии, обогащая и дополняя их эффективность.
Когнитивная психотерапия помогает достижению достаточно высоких результатов в консультировании и терапии.
В современных условиях невротические, личностные и связанные со стрессом расстройства, а также направления психологической помощи, вопросы психотерапии и психокоррекции этих расстройств остаются важными направлениями научных исследований.
Исследуемая нами проблема изучается с разнообразных позиций в смежных с психологией научных областях: педагогике, медицине, а также в различных отраслях психологии: педагогической, медицинской, социальной, юридической и превентивной психологии.
Анализируя направления исследований расстройств личности, а также дезадаптивного поведения личности, потенциалов коррекции такой личности можно сказать, что на сегодняшний день накоплен колоссальный материал теоретических и экспериментальных исследований по этой проблеме в рамках разнообразных наук.
Целью данной работы – изучить состояние проблемы когнитивной психокоррекции.
Задачи исследования:
1. проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
2. раскрыть понятие «психокоррекция»; охарактеризовать этапы становления психокоррекции;
3. охарактеризовать сущность когнитивной психокоррекции;
4. рассмотреть и описать направления и техники когнитивной психокоррекции.
Таким образом, злободневность исследуемой проблемы, недостаточность специальных исследований, посвященных изучению психологических факторов дезадаптации, нарушения поведения и необходимость применения психотерапии и психокоррекции поведения человека заставляет обратить пристальное внимание к проблеме когнитивной психокоррекции и оценить ее как очень актуальную.
1. Понятие психокоррекции. История психокоррекции.
Психологическая коррекция (Психокоррекция) — это один из видов помощи в психологии (среди других – психологический тренинг, психологическое консультирование, психотерапия); деятельность, которая направлена на изменение особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, при помощи особых средств психологического воздействия. Это такая деятельность, которая направлена на развитие у личности необходимых психологических качеств для роста его адаптации и социализации к постоянно меняющимся условиям жизни [2, с. 179].
Психокоррекция — это система мероприятий, которые направлены на устранение недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [5].
Выделяют следующие психокоррекционные воздействия: внушение, убеждение, подкрепление и подражание. Кроме того, психокоррекция может быть индивидуальной и групповой. В индивидуальной психокорреции специалист работает один на один с клиентом в отсутствии других. В групповой психокоррекции – работа, наоборот, совершается с группой лиц, имеющих схожие проблемы. Эффект деятельности достигается за счет взаимовлияния и взаимодействия людей друг на друга [4].
Психокоррекция обусловливаться как психологическое воздействие, направленное на различные структуры психики с целью обеспечения полновесного функционирования и развития личности. С точки зрения этого подхода продиктованы отличия в приемах и средствах психокоррекции. Например, в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа сконцентрирована на смягчении признаков внутренней рассогласованности между «Оно» и «Я» через форсирование несоответствующих психологических защит. Согласно гуманистическому подходу, психокоррекция осмысливается как создание условий для положительных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксенов, М. М. Психологическая помощь пациентам с невротическими расстройствами / М.М. Аксенов, А.А. Иванова, И.Я. Стоянова // Вестник ТГПУ. 2013. №11 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-pomosch-patsientam-s-nevroticheskimi-rasstroystvami (дата обращения: 18.03.2019).
2. Арндт, П. Психосоматика и психотерапия. Справочник / П. Арндт. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 368 c.
3. Калина, Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. - 302 c.
4. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.:СФЕРА, 2002 г. - 510 С. [Электронный ресурс] - http://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M4/file/1.pdf
5. Погодин, И.А. Психотерапия как путь формирования и трансформации реальности / И.А. Погодин. - М.: Флинта, 2015. - 328 c.
6. Старшенбаум, Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела / Г.В. Старшенбаум.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 350 c