Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В середине и второй половине XVI в. (царствование Ивана IV) оформляется централизованное феодальное Московское государство. Основным ядром его было национальное Русское государство, сложившееся в конце XV и начале XVI в., которое начиная с XVI в. постепенно объединяет вокруг себя многонациональное население Восточной Европы.
Век правления Ивана Грозного представляет большой интерес для политологии, т.к. это эпоха глобальных перемен в политической жизни России, время необычайного взлёта самодержавной власти, и вместе с тем это время является последним веком правления Рюриковичей – первой династии на русском троне.
Степень разработанности темы. Под опричниной в политическом смысле понимается система чрезвычайных мер, предпринятых царем Иваном Грозным для борьбы с теми, кого он считал противниками, осуществляемая с помощью преданных ему военно-полицейских отрядов опричников. Также опричниной, по определению известного историка С.Б. Веселовского, называлась часть территории России, созданная Иваном Грозным, находившаяся под его непосредственным управлением. Что же подтолкнуло царя в январе 1565 г., провозгласить такую политику: его личная блажь как не совсем психически здорового человека, стремление к единоличной власти, или это была заранее им продуманная государственная политика, направленная на централизацию государства? Безусловно, во введении политики опричнины личность царя Ивана Грозного сыграла огромную роль, и без ее понимания нельзя уяснить причины введения политики.
В этой связи особенно важно уяснить взгляды Ивана Грозного на государство и его роль в руководстве им. Его политические взгляды в полной мере отражены в его знаменитой переписке с князем Андреем Курбским, который, как известно, в первые годы царствования Г розного входил в круг самых приближенных его лиц - Избранную Раду. Впоследствии, опасаясь расправы со стороны царя, он в апреле 1564 г., в разгар Ливонской войны, бежал в Литву, с которой Россия в то время фактически вела войну. Находясь в «политической эмиграции», Курбский инициировал переписку с Иваном Грозным, которая носила взаимный характер. В одном из писем Ивана Грозного Курбскому царь обосновывает идею божественного происхождения власти и необходимость самодержавного правления. В частности, он писал: «...Вся власть от Бога... Самодержавства нашего начало от святого Владимира. Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи». Много писал Г розный о праве государя казнить или миловать своих подданных. Из этой переписки становится ясно, что Иван Грозный являлся сторонником самодержавной монархии, единоличной власти царя. И все более взрослея, приобретая политическую самостоятельность, Иван Г розный стремился воплотить эти идеи в жизнь.
Главным препятствием на пути самодержавных устремлений Ивана являлась, конечно, родовитая аристократия. Туда входили родственники царя, родовитое боярство, князья-потомки Рюрика по другим линиям. Хотя единое централизованное русское государство было сформировано к концу XV века и вся служилая аристократия юридически находилась в подчинении царя и обязана была ему служить, она и к середине XVI века обладала определенной властью и самостоятельностью. Во- первых, представители аристократии обладали немалыми экономическими ресурсами. Все они были выходцами из богатых родов, являлись крупными землевладельцами, и по родовитости многие представители аристократии (князья Шуйские, Бельские, Морозовы, Голицыны, Милославские, Шереметевы, Мстиславские) не уступали царствующей династии. Многие представители знати имели в качестве уделов целые города и располагали даже самостоятельным войском. Во-вторых, своими богатствами они зачастую не были обязаны царю, и многие представители аристократии воспринимали царя как «первого среди равных», что никак не могло устроить Грозного.
Таким образом, в стране ещё оставались остатки феодальной раздробленности и, по выражению Р. Г. Скрынникова, «...крупное боярское землевладение было глубочайшей ее оспиной». Разумеется, самодержавная власть в этом плане несла угрозу их привилегиям, поэтому представители аристократии стремись не допустить усиления власти царя. Напряженность в отношениях царя с боярством нарастала. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Грозного, стал переход на сторону Литвы его соратника по Избранной Раде и друга детства князя Андрея Курбского в апреле 1564 г. Таким образом, делая вывод, можно согласиться с известным историком А. А Зиминым, который указывал, что главной целью опричнины Ивана Грозного являлся «завершающий удар, который был бы нанесен последним оплотам раздробленности».
Цель работы – характеристика опричнины как социальной системы и её оценка в историографии.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ отражения идеи централизованной власти в литературе XVI в.
2. Характеристика организации опричнины как политической системы.
3. Обзор историографии дореволюционного периода по вопросам царствования Ивана Грозного
4. Сравнение оценки опричнины в историографии XX-XXI вв.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. – М.: Выс. школа, 1991.
2. Археографический обзор // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – Л., 1979. С. 250—351.
3. Веселовский, С.Б. Исследования по истории опричнины / С.Б. Веселовский. - М.: АН СССР, 1963. - 537 с.
4. Виппер Р.Ю. Иван Грозный / Р.Ю. Виппер. - М-Л.: АН СССР, 1944. -157 с.
5. Зииин А.А. Опричнина Ивана Грозного / А.А. Зимин. - М., 1964.
6. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. - М., 1982. – 195 с.
7. История СССР: с древнейших времен до наших дней. В 10 т. Т. 2. Образование единого Русского государства / Под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1966. – 632 с.
8. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли - М.: Правда, 1990. -624 с.
9. Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М., 1989. – 81 с.
10. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М.: Мысль, 1991.- 616 с.
11. Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 214 −249.
12. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2017. - 680с.
13. Платонов С.Ф. Иван Г розный. - М.: Всесоюзная книжная палата, 1991. - 160 с.
14. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - СПб.: Кристалл-БМЛ, 2000. - 846 с.
15. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Том 1. / М.Н. Покровский. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1933. — 272 с.
16. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М., 2007. – 480 с.
17. Филюшкин А. И. Андрей Курбский. – М., 2008. – 299 с.
18. Флоря Б. Н. Иван Грозный. – М., 2002. – 408 с.
19. Фомин С.В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). - М.: Русский издательский центр, 2012. - 464 с.
20. Фроянов И.Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине. - М.: Парад, 2007. - 952 с.