Фрагмент для ознакомления
2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа «Обучение грамоте (чтение). 1 класс» разработана:
• в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
• в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
• на основе авторской программы «Обучение грамоте (чтение). Литературное чтение: программа: 1 класс / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2013, приведённой в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего начального образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»;
• в соответствии с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Обоснование выбора программы:
Программа «Обучение грамоте (чтение)» под редакцией Л.Е.Журовой выбрана как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Цели программы близки идеям развития гармоничной личности в гимназии, подбор и распределение материала отвечают современным запросам обучения младших школьников на высоком уровне. Курс «Обучение грамоте (чтение)» является первым этапом в системе изучения литературного чтения в начальной школе. В процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода - основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
• учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
• переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
• переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
учебник «Букварь» (II части) 1 класс Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова – Москва, Вентана- Граф, 2012.
«Литературное чтение. Уроки слушания». 1класс Л.А.Ефросинина, Москва, Вентана-Граф, 2012,
рабочая тетрадь «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс Л.А Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2012.- 80 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Общая характеристика учебного предмета
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Программа по обучению грамоте решает ряд основных задач: развитие фонематического и речевого слуха, обучение сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами. При этом создаются условия для формирования основных компонентов учебной деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Одним из центральных принципов программы обучения грамоте является достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке. Этот общий позиционный принцип русского языка и определяет в последующем порядок изучения букв в букварный период.
В период обучения грамоте 1 час в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте - 4 часа в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Данная программа обеспечивает
- появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике; формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
- фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
- формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
- первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
- знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’].
Новизной данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде¬ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, 132 часа в год. Из них на курс обучения грамоте (работа с букварем) дается 100 часов (I-III четверть) по 4 часа в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Еженедельно в течение всего года 1 раз в неделю проводятся уроки литературного слушания. Учебный материал для уроков слушания дан в учебной хрестоматии и рабочей тетради «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (авт. Л.А. Ефросинииа).
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностными результатами изучения курса обучения грамоте являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса обучения грамоте являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного, решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса обучения грамоте являются:
Читательские:
- читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
- замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
- самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
- при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.
Речевые:
- участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
- замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;
- создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.
Фонетические:
- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
- последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);
Основные содержательные линии
Программа содержит соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтения слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Журова, Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Журова, Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для 1 класса че-тырёхлетней начальной школы / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Литературное чтение. Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.А.Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Для учителя:
1. Программа. Литературное чтение. 1-4 классы (авторы Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова) М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Методическое пособие «Литературное чтение. 1 класс» (автор Л.А.Ефросинина). М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Методическое пособие «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» (автор Л.А, Ефросинина)
4. Словарь - справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)
Электронные образовательные ресурсы:
1. Литературное чтение. Электронное учебное пособие. Словарь – справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)
2. Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс 1 класс (автор Л.А. Ефросинина)
3. Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM).
Дидактические материалы:
• схемы;
• таблицы
• дидактические игры;
• карточки заданий;
• тесты.