Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Своеобразие форм организации целостного педагогического процесса в детском саду
Под формой организации педагогического процесса принято понимать ограниченную рамками времени конструкцию отдельного звена педагогического процесса. Формы выполняют интегрирующую функцию, так как включают в себя в качестве структурных элементов содержание, цели, средства и методы осуществления педагогического процесса.
В дошкольном образовательном учреждении формы организации педагогического процесса принято классифицировать с учётом специфики дошкольного образования и обязательно включают время, отведенное
— на образовательную деятельность, которую осуществляет ДУ при организации различных видов детской деятельности, к которой относится игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение;
— на образовательную деятельность, которая осуществляется в режимных моментах;
— на самостоятельную деятельность воспитанников;
— на взаимодействие с семьями дошкольников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация — форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательная ситуация происходит в определенный период времени образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата, то есть образовательного продукта, в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными, например, рисунок, коллаж, рассказ, экспонат для выставки, так и нематериальными, например, новое знание, отношение, идея, переживание. Конечным образовательным продуктом определяется технология создания образовательных ситуаций. Образовательные ситуации функционируют в процессе организованной образовательной деятельности и целью их является конечный образовательный продукт, который достигается по средством решения основных образовательных задач, к числу которых относится сформировать у дошкольников новых умений в различных видах деятельности, обобщить знания по теме обучающего занятия, развить способности рассуждать и делать выводы.
В образовательную деятельность образовательные ситуации включаются также через режимные моменты, где образовательная ситуация направлена на закрепление существующих знаний, навыков и умений детей, использование их в новых бытовых и образовательных условиях, проявление самостоятельности и творческой активности ребенка.
Образовательная ситуация может стимулировать самостоятельную деятельность дошкольников через постановку вопросов, требующих решения, через привлечение внимания содержания к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности к продуктивной образовательной и творческой работе. В каждой образовательной ситуации дети сталкиваются с проблемой, которую необходимо решать, педагог должен направлять воспитанников на поиск решения, помогает получить новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает позитивное эмоциональное отношение к обучению, воспитанию и коллективу сверстников.
Образовательная ситуация включает в себя отражение средств и способов, с помощью которых дошкольники решали поставленную задачу. Рефлексивная оценка деятельности и ее результата значима в формировании элементарной образовательной деятельности у дошкольников. Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе.
Таким образом, положения ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игры в образовательном процессе ДУ. При этом соотношение игровых и реально - практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младшей группе, конечно, преобладание игровых ситуаций более очевидно, а старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических учебных и условно-вербальных ситуаций. В то же время игра остается любимым занятием детей старшего дошкольного возраста, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают активно включаться в организованную образовательную деятельность, но они становятся проблемным содержанием, включают в себя более сложные игровые задачи. В качестве особой формы организации учебного процесса в детском саду выступает экскурсия, которая может быть различного познавательного и развивающего содержания экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с персоналом учреждения, трудовыми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в экосистеме и др. Экскурсии позволяют детям познакомиться с объектами и процессами в профессиональной, природной среде, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные проблемы.
Особенности организации образовательной деятельности реализуются через основные принципы дошкольного образования
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
3) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;