Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный человек живет и развивается в социуме и напрямую зависит от него. Коммуникация играет существенную роль в жизнедеятельности любого человека. Она проникает во все сферы жизни социума, социальных групп и коллективов, а также и отдельных людей.
Сегодня значительно возросло внимание к социальному феномену – коммуникации. Она является объектом изучения в разнообразных значениях и на разных уровнях: политологическом, кибернетическом, социальном, философском, культурологическом, лингвистическом, социобиологическом, психологическом и т.д.
В современном обществе происходит всеобъемлющая трансформация индустриального социума в информационно-коммуникативный социум и сопровождается не только включением коммуникации во все области жизнедеятельности социума, становлением и развитием новейшего типа коммуникативных процессов и структур, но и серьезной переоценкой коммуникативной природы социальной действительности, изменений в социально-коммуникативной сфере, роли и места коммуникации в развитии социума.
Актуальность данного исследования продиктована тем, что изучение и осмысление проблематики процесса коммуникации, его результативности, путей и факторов повышения эффективности является потребностью для благополучной жизнедеятельности современной личности.
Цель исследования - изучить теории и модели массовой коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие коммуникации.
2. Проанализировать теории массовой коммуникации.
3. Рассмотреть коммуникационные модели.
Таким образом, современная реальность наглядно демонстрирует возможности массовой коммуникации, как средства генерирования «моделей» социальной действительности, как центрального источника нормативных стандартов, циркулируемых в социуме.
1. Понятие и сущность массовой коммуникации
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» динамично вошли в наш лексикон с конца XX столетия. Это связано с пониманием социологами характерности поведения в рамках специфичного вида социальной общности «толпа», «масса», «публика», а также с таким техногенным фактором, как появление новейших средств передачи информации.
Коммуникация – это процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация – это исторически сформировавшийся и развивающийся во времени опосредованный технически процесс формирования, распределения, хранения, восприятия, распространения информации и обмена ею между коммуникатором (социальным субъектом) и реципиентом (объектом).
Средствами массовой коммуникации являются технические средства (радио, печать, компьютерные сети, телевидение), при помощи которых реализуется распространение информации (знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы и т.п.) на большие по численности рассредоточенные группы .
Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:
наличием технических средств, которые обеспечивают тиражированность и регулярность;
социальной важностью информации, которая способствует повышению обоснованности массовой коммуникации;
массовостью аудитории, требующей тщательной продуманности ценностных ориентаций вследствие ее анонимности и рассредоточенности;
множественностью каналов и возможностью выбора коммуникативных средств, которые обеспечивают вариативность массовой коммуникации.
Массовая коммуникация обладает своей специфической природой. Основным условием, детерминирующим массовую коммуникацию, является специфика коммуникатора и аудитории. Массовая коммуникация исполняет роль регулятора меняющихся процессов психики социума, объединителя массовых на¬строений; фарватером круговращения психоформирующей информации. Благодаря этому средства массовой коммуникации – это мощнейшее средство влияния, как на личность, так и на группу социума
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. - М. : РИП-холдинг, 2003. - 174 с. : схемы, табл.; 21 см. - (Практическая журналистика).; ISBN 5-900045-41-2 (в обл.) - URL: http://evartist.narod.ru/text7/64.htm#%D0%B7_03
2. Васильев, Н.С. О перспективах появления новых коммуникационных моделей в условиях медиаконвергенции // Вестник МГУКИ. - 2013. - №6 (56). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-poyavleniya-novyh-kommunikatsionnyh-modeley-v-usloviyah-mediakonvergentsii (дата обращения: 25.04.2019).
3. Голуб, О.Ю. Теория коммуникации: Учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М.: Дашков и К, 2016. - 388 c.
4. Иванов, Д. В. Трансформация коммуникационной модели в сетевых сми: изменение роли аудитории/Д.В. Иванов// Вестник СПбГУ. Язык и литература.-2013.-№2.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kommunikatsionnoy-modeli-v-setevyh-smi-izmenenie-roli-auditorii (дата обращения: 24.04.2019).
5. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая - М.: Space,2005. - 254 с. - ISBN 975-5-94839-234-9. – URL: http://polbu.ru/konetskaya_commsociology/
6. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 c.
7. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 2001. - 656 с. - ISBN 5-87983-101-9.- URL: http://polbu.ru/pochepcov_communications/
8. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В. Соколов - М.: Михайлова В. А., 2002. - 461 с. - ISBN 5-8016-0091 -4. – URL: http://evartist.narod.ru/text16/071.htm
9. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
10. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 488 c.
11. Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. - М.: Флинта, 2016. - 192 c.