Фрагмент для ознакомления
2
1.Профессиональные и личностные качества психолога и педагога (охарактеризовать по 5
качеств);
Профессиональные и личностные качества психолога: способность к эмпатии
(сопереживанию), умение понять состояние клиента, развитые самопознание и рефлексия,
отзывчивость и чуткость.
Профессиональные и личностные качества педагога: интерес к людям и работе с ними,
наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; гибкость, оперативнотворческое мышление
2.Охарактеризовать пять методов психологического исследования, с учётом их достоинств
и трудностей в применении;
Наблюдение
В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация
поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода
изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых
древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце
XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической,
социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии
труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный
процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.
Существует несколько видов наблюдения:
• Полевое – в обычной жизни;
• Лабораторное – в особых условиях;
• Опосредованное;
• Непосредственное;
• Включенное;
• Невключенное;
• Прямое;
• Косвенное;
• Сплошное;
3
• Выборочное;
• Систематическое;
• Несистематическое.
Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство
исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с
окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить
объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение
человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:
• Невозможность или сложность повторного наблюдения;
• Эмоциональная окрашенность наблюдения;
• Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.
Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это
предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:
• Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
• Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия
движения и т.д.
• Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.
3.Дать характеристику принципам психологического исследования;
1. Принцип детерминизма – основополагающий методологический принцип
материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность
психики и включает ее в связь и отношения объективных явлений, которые существуют
вне субъекта.
Принцип детерминизма. Принцип детерминизма означает, что психика определяется
образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных
определяется естественным отбором, а развитие сознания человека, - в конечном счете,
законами общественного развития, законами развития способа производства.Это
послужило реальной основой строго научного изучения специфики человеческих свойств
психики, происхождения и развития сознания.
Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности.
Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектикоматериалистического мировоззрения, в котором проблема детерминизма является одной
из самых существенных. В философской борьбе начала XX в. проблема детерминизма
заняла центральное место. Детерминистический подход к психическим явлениям
вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию
психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе
образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей
сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития для
объективного исследования. Место самонаблюдения занял объективный метод.
4.Раскрыть структуру и последовательность компонентов методологического аппарата
исследования;
• Проблема – вопрос, ответ на который не содержится в накопленных знаниях и
поэтому требует определенных теоретических и практических действий; проблема есть
противоречие между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и
невозможностью науки своевременно их удовлетворить;
• тема – центральный вопрос проблемы в рамках конкретного исследования; в теме
должна отражаться проблема исследования и путь (способ) ее решения;
• объект – реально существующая действительность (природная и социальная),
существующая независимо от познающего ее субъекта и отражаемая им; объектом
психолого-педагогического исследования являются явления и процессы педагогической
4
(социальной) реальности: ПО, ПВ, процесс социализации, социально-педагогическая
деятельность и т.п.;
• предмет – стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной
целью в данных условиях; в предмет входят главные, наиболее существенные с точки
зрения данного исследования свойства и признаки объекта; предмет исследования
процессуален, поскольку в ходе исследования происходят его изменения;
• цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в
итоге исследования;
5.Определить тему собственного исследования и разработать методологический аппарат к
ней
Тема исследования: Игровое пространство дошкольного учреждения как
здоровьесберегающая среда.
Актуальность исследования. Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена
тенденциями развития российского образования, связанными с созданием
здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий; статистическими данными
системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей. Снижение уровня
здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения,
обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения,
развития и воспитания ребенка.
В медицинских исследованиях отмечаются данные о влиянии образовательной среды на
здоровье детей (М. В. Антропова, М. М. Безруких, С. М. Громбах, Д. И. Зелинская, Ю. П.
Лисицын, М. Т. Матюшонок, В. А. Пискунов, А. Г. Хрипкова и др.).
Анализ педагогических исследований позволил выявить различные факторы, влияющие
на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система
содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на
укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей (Н. А.
Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Петленко, Г. М.
Соловьев и др.).