Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время усилено внимание к проблеме произвольности. Это можно объяснить
неутешительными результатами, полученными в ходе многих исследований произвольности
старших дошкольников. К сожалению, очень часто психологи и педагоги не знают точных причин,
факторов, влияющих на произвольность ребёнка.
Дошкольный возраст является наиболее важным в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы
дошкольник овладевает определёнными нормами, правилами поведения. Усвоение этих правил
способствует развитию организованности. Организованность проявляется в аккуратности,
собранности, точности. Помимо внешней, данное качество имеет также и внутреннюю сторону,
которая связана с самоконтролем, т.е.с умением контролировать себя; настойчивостью, умением
планировать, выполнять те или иные действия за отведенное время, умением оценивать свою и
чужую работу. Организованность связана с развитием воли, умением управлять своим
поведением, различными желаниями и эмоциями. Таким образом, дошкольный возраст - это
период возникновения таких психологических новообразований, как воля и произвольность.
Становление произвольности связано с тем, что ребёнок уже начинает осознавать своё поведение
- развитие же воли предполагает становление мотивационной сферы, которая, в свою очередь
связана с мотивами и желаниями, побуждающими к тем или иным действиям.
1.Исследования произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста
Изучением произвольности занимались многие зарубежные психологи. Большинство из них
считало, что произвольность неразрывно связана с познавательным развитием ребёнка. Данной
проблемой интересовались и отечественные психологи. Так, Л.С. Выготский в своих
исследованиях выделил произвольность, как важную характеристику дошкольного возраста,
связанную с появлением знаковой функции развития, т.е. с замещающими действиями; с
возникновением высших психических функций . И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Г.Р. Хузеева, Е.О.
3
Смирнова считают, что произвольное поведение имеет огромную роль в подготовке детей к
обучению в школе.
Научные исследования М.В. Крулехт, Р.С. Буре свидетельствуют о том, что к концу старшего
дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь
определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в познании,
обучении, в труде.
Важным качеством произвольности является инициативность - способность человека к
проявлению инициативы и желание начать что-либо самостоятельно. Инициативный ребёнок
способен совершать те или иные действия без участия взрослого: создать игровую ситуацию,
подобрать сюжет, персонажей, организовать всю игру самостоятельно. Самостоятельность, как
правило, имеет связь с любопытством, стремлением узнать что-то новое. Она связана также с
умением достигать поставленных целей, не поддаваясь различным влияниям, которые бы
препятствовали их достижению.
2.Условия развития произвольного поведения старших дошкольников
Несмотря на многообразие трактовок, и точек зрения, можно обозначить два ведущих в плане
определения содержания рассматриваемого понятия и способов его исследования.
Первый подход представляет сознательность основным качеством произвольности,
определяющим специфику и простого и сложного волевого акта человека. Так А. В. Запорожец и
М. И. Лисина указывают на то, что трансформация непроизвольных действий в произвольные
осуществляется посредством их осознания. Исходя из данного положения, основное внимание
исследователей воли должно быть, приковано к развитию сознания и самосознания ребёнка .
Среди представителей этого подхода можно отметить и Л. С. Выготского, который выдвинул тезис
об опосредованности произвольности общественно выработанными знаками и, в частности,
речью. В качестве подобных знаков Д.Б. Эльконин выделял способность ребёнка действовать по
заданному наглядно или идеально образцу, или в соответствии с существующими правилами
поведения. Появление данной способности свидетельствует о формировании произвольности,
сознательной саморегуляции поведения личности .
Заключение
По итогам работы можно сделать вывод, что основные пути определения содержания понятий
произвольности и воли:
1) видение произвольности во взаимосвязи с сознанием;
2) связь с мотивационной сферой человека.
Если у ребёнка возникнет желание трудиться, то его поведение станет произвольным.
Помимо этого, можно выделить общие черты в становлении произвольного и волевого
поведения:
1) единая направленность развития волевого и произвольного поведения;
2) влияние взрослого на развитие волевого и произвольного поведения.
4
На основе анализа психологической литературы по проблемам развития воли и произвольности
можно заключить, что большинство исследователей выделяют старший дошкольный возраст как
наиболее значимый в становлении и развитии изучаемых нами феноменов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
2. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец // Избранные
психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - Т.2.
3. Иванников, В. А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников // Психологический
журнал. - 1985. - Т. 6. - № 3.
4. Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребёнка в дошкольном
возрасте // Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1959. - С. 312 - 320.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина; под редакцией А.Г.
Рузской. - М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -
384 с.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
7. Мануйленко, З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста / З.В.
Мануйленко // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 14.
8. Непомнящая, Н. И. Формирование воли / Н.И. Непомнящая // Дошкольное воспитание. -
1963. - № 9. - С. 36-41.
9. Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста / Под ред. Д.Б.
Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. - С. 48-51.
10. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989.
- 560 с.