Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Использование современных педагогических технологий в основной школе позволяет в полной мере удовлетворять запрос государства. У истоков технологических процессов находится А. С. Макаренко. Именно он активно пользовался понятием педагогических технологий. В основном новые педагогические технологии в основной школе стали применяться во второй половине прошлого века.
Среди отечественных практиков, занимающихся подобной проблемой, выделяют Н. Ф. Талызину, П. Я. Гальперина. В настоящее время применение образовательных инноваций является одним из факторов повышения качества основного образования. Инновационные педагогические технологии в основной школе – это совокупность средств и приемов обучения, последовательность их использования.
В рамках Программы «Школа-2100» должны быть использованы определенные методы и приемы работы.
Появление новых требований к школьному образованию обусловило выбор темы: «Использование ТРИЗ технологий на уроках информатики», так как обществу необходимы креативные люди, а креативность необходимо развивать именно с основной школы.
Обоснованием взятого примера можно назвать то, что ФГОС содержит подробную информацию о тех навыках и умениях, которыми должен овладеть за годы обучения на первой ступени обучения, современный российский школьник. Для того чтобы ребенок в полной мере соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, мог себя комфортно в нем ощущать, педагог активно применяет в своей профессиональной деятельности специальные образовательные технологии, например, ТРИЗ-технологии.
Актуальность нововведения. Педагогическая технология ТРИЗ в основной школе является одной из технологий, которые способны повышать эффективность образования. Перечислим те основные задачи, которые можно решать с ее помощью:
развивать самостоятельность школьников; формировать правильное отношение к окружающему живому миру;
развивать уверенность в своих возможностях;
повышать общую образованность детей;
формировать навыки анализа, умения решать практические, изобретательские, социальные задачи;
формировать позитивное отношение к учебному процессу;
развивать внимание, логику, память, речь, интеллект, творческое воображение.
Новизна нововведения заключается в принципиально новом подходе к образованию, совершенствовании существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики.
Масштабность нововведения. Нововведение носит общегосударственный характер.
Системность инновации. Инновация носит системный характер, это – образовательные программы, образовательные технологии, научно-организационное обеспечение.
Эффективность инновации заключается в улучшении и существенном обогащении, существующей образовательной ситуации.
Транслируемость нововведения обуславливается возможностью ее тиражирования в различных регионах страны и мира.
Задачи работы:
дать описание педагогических технологий в школе;
описать технологию ТРИЗ
показать возможности использования ТРИЗ на уроках информатики.
1. Педагогические технологии, используемые в основной школе
Применение педагогических технологий способствует привитию познавательного интереса в любой научной дисциплине. К примеру, на уроках природоведения, учитель посредством технологий может показать ребенку развитие растения за считанные минуты. [1]
Среди множества педагогических технологий можно отметить следующие варианты:
сотрудничество;
проектная работа;
здоровьесберегающие технологии;
языковой портфель;
игры;
интерактивное обучение.
Классификация педагогических технологий в основной школе включает в себя и ролевые игры. [4]
Они особенно актуальны для внеурочной деятельности, К примеру, при организации группового проекта, связанного с празднованием нового года, педагог предлагает своим воспитанникам придумать небольшой спектакль для новогоднего праздника, в котором у каждого ребенка будет своя определенная роль.
Игровые педагогические технологии в основной школе способствуют развитию коммуникативных навыков подрастающего поколения. Они помогают развивать в школьниках ответственность, самостоятельность, логическое мышление. В ролевой игре у каждого ребенка есть определенные функции, от уровня выполнения которых зависит успех всей команды. Отметим, что данная методика уместна и при проведении урочных занятий. К примеру, при чтении литературного произведения, ребята распределяются по ролям. Для того чтобы чтение было красивым, каждый ребенок следит по тексту за «коллегами», в результате чего активизируется внимание, память, формируется логическое мышление, совершенствуется речь.
При успешном сотрудничестве между учителем и детьми можно вести речь об осознанной образовательной и воспитательной деятельности. Только при возникновении познавательных мотивов происходит реальное, а не формальное овладение учебным материалом. Любой классный коллектив является неоднородным, так как школьники отличаются друг от друга по различным параметрам: уровню обученности, способности к усвоению материала, мотивации к развитию, коммуникативными навыками. Существенные различия могут быть и в стиле учения, интересах, уверенности в своих силах, возможностях, способностью к самореализации и самоорганизации.
Технология «Педагогическая мастерская» в основной школе способствует выявлению творческих способностей каждого ребенка. Подобная методика позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования каждого ученика. Для того чтобы осуществлялась самореализация ребенка, педагог предоставляет ему возможность стать «управленцем». В начале занятия организуется самоопределение школьников к деятельности. Новоиспеченные «руководители» помогают педагогу формулировать цель урока, продумывать его задачи, подбирать оптимальный алгоритм деятельности. В качестве основного требования для самоопределения выдвигается возможность создания гибких рамок, чтобы они подходили под индивидуальные способности и возможности ребенка.
Характеристика педагогических технологий в основной школе является актуальным и своевременным процессом, ведь в настоящее время в отечественном школьном образовании идут глобальные преобразования, охватывающие все стороны педагогического процесса. Для того чтобы они стали успешными, необходимо желание педагогов повышать свое профессиональное мастерство, осваивая инновационные образовательные технологии воспитания и обучения. Педагогическая технология – это проектирование учебной деятельности, которое основано на применении совокупности приемов, методов и форм обучения, позволяющих повышать
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука (2004 г.) — 203 стр.
Гейн А. Г. “Обязательный минимум содержания образования по информатике: и в нем нам хочется дойти до самой сути”// газета “Информатика” издательский дом “Первое сентября”, 2005 г., № 2.
Гин А. “Приемы педагогической техники” - М.: “Вита-пресс”, 2002 г., с. 32-37.
Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.
Зусман А.В., Злотин Б.Л. Воображайте! Школа креативного мышления (2015 г.) — цифровая книга.
Иванов Г.И. Денис-изобретатель Рассказы и задачи для развития творческого мышления (2010 г.) — 112 стр.
Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.
Материалы сайта www.trizland.ru
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Теории решения изобретательских задач (2003 г.) — 428 стр.
Шестаков А. П. “Введение понятий “модель”, “моделирование”. Этапы компьютерного математического моделирования. Подходы к классификации моделей”// газета “Информатика” издательский дом “Первое сентября”, 2002 г., № 34, с. 6