Фрагмент для ознакомления
2
Организация бодрствования, принципы проведения и организации игр-занятий с детьми 2-го года жизни в 1 младшей группе
Большое значение для хорошего, спокойного бодрствования детей имеет тишина в детских учреждениях. Шум их утомляет, только в тихой, спокойной обстановки дети начинают прислушиваться к речи взрослого, к звукам собственного голоса и голосу других детей. Также постоянно следят, чтобы во время бодрствования одежда детей была чистой, сухой,они не охлаждались и не перегревались.
Необходимо учитывать следующее:
1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности нервной системы.
2. Количество часов сна в сутки, количество и длительность каждого дневного периода сна обеспечивают своевременное и полноценное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.
Во время бодрствования важна смена видов деятельности: самостоятельная игра сменяется занятием, игра в комнате - прогулкой. Создаются условия для двигательной активности и самостоятельной игры детей, эмоционального общения со сверстниками.
Во время бодрствования своевременно и в определенной последовательности выполняется все оздоровительные мероприятия (закаливание воздухом, водой, массаж, гимнастика) и гигиенические процедуры (туалет,купание,мытье рук).
В процессе бодрствования подходят к каждому ребенку, разговаривают с ним, поддерживая хорошее эмоциональное состояние, вызывают у него ответные звуки, задают вопросы такие как: "Где петушок?", "Где ляля?", "Где тетя?" которые закрепляют понимание названия игрушек, предметов и т. д.
В процессе воспитания детей второго года жизни большое внимание удаляют содержанию их деятельности в процессе бодрствования. Игра-занятия проводят не ранее чем через 20 мин, после приема пищи. С младшими детьми (1г-1г6мес) проводят во второй отрезок бодрствования. Со старшими детьми (1г6мес-2г) проводят игры занятия в первую и вторую половину дня.
В методике проведения режимных процессов включают следующие приемы:
1. Создают детям предварительную установку на данный процесс.
2. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, непричиняя детям неприятных ощущений.
3. При проведении любого режимного процесса у ребенка формируют уверенность в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания. Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, трогают, бросают, нюхают, пробуют на вкус. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.
Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Занятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А это можно достичь только в игре.
Занимаясь с ребенком раннего возраста обязательно надо контролировать уровень сложности материала и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность занятия и его эффективность. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.
Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения (что-то можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент). Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) установлены требования к организации и проведению игр любого вида в детском саду:
Принцип активности. Это требование считается основным для игровой деятельности, нуждающейся в проявлении физической и интеллектуальной инициативы играющих.
Принцип открытости и доступности. Все игры в детском саду должны быть понятными целевой аудитории. То есть выкладывание замысловатых картинок мозаикой для воспитанников первой младшей группы будет ещё сложно, а вот повторение готового рисунка элементами этой игрушки — вполне по силам.
Принцип динамичности. В младшем дошкольном возрасте ребята могут концентрировать внимание не более 15 минут. Такой хронометраж не отменяет необходимость смены видов деятельности на занятии.
Принцип наглядности. Заключается в том, что малыши должны видеть игровые действия, которые они будут выполнять. Например, в подвижных играх действия каждого играющего показывает воспитатель. Как вариант, все зрительные иллюстрации могут быть представлены на картинках, разложенных или висящих на уровне глаз ребёнка.
Принцип положительной эмоциональности. Только дружелюбное, открытое отношение к детям способно увлечь их общим видом активности.
Принцип коллективности. В младшей группе этот принцип реализуется тем, что дети заняты выполнением единого задания, но при этом работа осуществляется индивидуально каждым воспитанником.