Фрагмент для ознакомления
2
Задача № 1
Можно предположить, что ребенку около 1,5-2 лет. Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие. Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.).
Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, землю, ведром - воду). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам предмета.
Одновременно, такое игровое развитие способствует и освоению бытовых навыков: держать ложку и есть с ее помощью, взять расческу и пользоваться ею и проч.
Задача № 2
В процессе целостного переживания, связанного с питанием из бутылочки определенной формы, у грудного ребенка возникает чрезвычайно прочная связь между качеством привлекающего раздражителя и переживаемым наслаждением (т. е. самыми жизненно важными качествами, так как основным продуктом питания грудного ребенка является молоко), с одной стороны, и комплексными качествами, соответствующими определенной форме бутылочки, — с другой. Ребенок пьет как бы «треугольное» или «овальное» молоко. Форма вместе с ощущением образует еще очень нерасчлененное, диффузное чувство, несмотря на раздельность этих качеств с точки зрения взрослого.
Мы видим из этих опытов, что возникновение связи между восприятием определенной формы и действием определенного рода возможно только в том случае, если у ребенка эти процессы входят в одну и ту же единую, нерасчлененную структуру аффективно окрашенной потребности.
Поэтому, отвечая на вопрос, какой из компонентов отражения действительности играет решающую роль в дифференцировке формы: эмоциональный или интеллектуальный, мы можем сказать, что это эмоциональный, аффективный компонент.
Задача № 3
В возрасте 2-2,5 лет ребенок воспринимает объекты не в их логической взаимосвязи, а по принципу визуальной близости в видимой ему картине, он начинает либо непосредственно тянуться к объекту, либо притягивать к себе ближайший к нему объект. Реагировать не на наглядно воспринимаемое поле, а на «правило» рычага ребенок не может, и многократные повторения опыта не проводят к нужному эффекту. С развитием ребенка непосредственный сензомоторный характер действий меняется, выделяется специальная фаза предварительной ориентировки в ситуации.
Задача № 4
Показателем первоначального отсутствия у детей представления о постоянных предметах служит то, что предмет, исчезнувший из поля зрения шести-, семимесячного ребенка, как бы перестает существовать для него вообще, ребенок его не ищет.
Позднее (в девять-десять месяцев) дети начинают искать исчезнувшие у них на глазах предметы, понимать, что эти предметы не перестали существовать, а просто находятся в другом месте.
Задача № 5
Ребенок ориентируется на функциональное свойство предметов (они накрывают другой предмет сверху). С первых месяцев второго года малыш всё чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова, однако до 1,5 лет слова, произносимые ребёнком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки он называет одним и тем же словом. Ребенок пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. К концу второго года жизни речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай», «ам-ам»), употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует, объединение предметов по функции под одним названием (зачастую ребенок в полной мере не понимает функцию, а только визуально отмечает сходство функций, то есть не понимает, что крышка должна сохранить герметичность, закрыть, но видит, что во всех случаях ее кладут сверху и это объединяющий признак, позволяющий присвоить предметам одно название, глубокого понимания функции предмета не происходит).
Задача № 6
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «палочка») к использованию общепринятых сенсорных эталонов, - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура –палка), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п.
В дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве (на табурет можно залезть и сесть, но смутно понятно его положение в пространстве и что нужно сделать, чтобы он не мешал).
Ребенок младшего дошкольного возраста, мышление наглядно-действенное, чтобы увидеть результат ребенку нужно произвести действие, он еще не способен прогнозировать ситуацию. Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.
Задача № 7