Фрагмент для ознакомления
2
Тема 6. Структура свойств интеллекта и общих способностей как фактор индивидуальных различий
6.1. Подготовьте библиографию работ или глоссарий по одной из тем:
- Интеллект. Соотношение влияния генетики и среды
Аутизм – болезнь развития, характеризующаяся дефицитом социального общения, отклонениями в речи, ограниченным набором стереотипов поведения.
Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов [8, С. 45]
Генетика (от греч. genesis - происхождение) - наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов (место контакта между двумя нейронами).
Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам,
ZFHX3 регулирует образование нейронов
Гиперкинез Синдром дефицита внимания и гиперактивности, который характеризуется невнимательностью, сверхактивностью и импульсивностью поведения, получил название
Дивергентное мышление - способность человека генерировать новые идеи, что близко к понятию «креативность» [3, С. 98]
Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей [3, С. 56]
Интеллект - система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения [3, С. 56]
Интеллект - способность к решению проблем без проб и ошибок ("в уме") [3, С. 56]
Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам
Интеллект тестовый (психометрический) - характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ [2, С. 74]
Коэффициент интеллекта (IQ) - Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого [2, С. 74]
Креативность (или дивергентное мышление), в отличие от общего интеллекта, – это характеристика творческих способностей, приводящих к созданию оригинального продукта интеллектуальной деятельности [3, С. 98]
Мышление - интегральный психический процесс, в котором другие когнитивные процессы участвуют в качестве компонентов.
Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы
Среда - в широком смысле - все факторы внешнего воздействия на развитие индивидуума
Тесты интеллекта - особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач [2, С. 74]
Бине-Симона умственного развития шкала (Binet—Simon Intelligence Developpment Echelle) — тест интеллекта. Бине-Симона умственного развития шкала является родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития [2, С. 76]
6.2. Проведите самостоятельное исследование по теме: «Индивидуальные особенности способностей (например, у члена Вашей семьи)». Укажите методы/приемы исследования и проанализируйте результаты. Пожалуйста, не дублируйте работы по психодиагностике!!! Вам надо показать индивидуальность.
Испытуемый: Егор, 9 лет.
Цель исследования: выявление индивидуально - психологических особенностей исследуемого.
Методы исследования:
наблюдение, беседа с учителями и родителями, диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А.
В целом мальчик развит как в психическом, так и физическом плане.
У Егора хорошо развито зрительное, слуховое, осязательное восприятие, развито мышление, движения скоординированы, на уроках и в повседневной жизни ребенок не очень активен, но не скован, чувствует себя уверенно, в поступках самостоятелен. Мальчик любознателен. Увлекается наблюдением за природными явлениями, читает книги, про изменение климата, про домашних животных. Помогает родителям в уходе за кошкой. Егор общителен, дружелюбен, имеет уважение в кругу друзей. В учебе дисциплинирован, внимателен и доброжелателен по отношению к окружающим. Лучше всего успевает по гуманитарным предметам, любимым предметом является окружающий мир.
Нами была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А.
Диагностика проводилась в две серии:
1. Исследование типов темперамента
2. Изучение волевых проявлений.
В результате исследования удалось выяснить, что у Егора преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь школьника тихая, невыразительная; реакция на вопросы учителя замедленная. Несмотря на это по предмету который нравится Егор неоднократно участвовал в олимпиадах. У мальчика слабо развита гибкость, т.е. слабо развита способность быстро переключаться, используя имеющийся опыт для решения определенных задач, а также умение оперативно изучать объекты в новых связях и отношениях.
Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности.
Изучив волевые проявления можно сделать следующие выводы, что мальчик только начинает осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности. Егор самостоятельно цель ставит плохо, а если ставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, так как под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения он забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживает, т.к. для него характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что настойчивость сформировано слабо. Такое качество как дисциплинированность развито хорошо. Для него характерна низкая работоспособность, не всегда получается доделать начатое дело до конца.
Сформировано такое волевое качество как организованность.
Таким образом, Егора можно отнести к среднему уровню сформированности волевых проявлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды / К.М Гуревич. - СПб.: Питер, 2008
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М.: Наука, 2004. – С. 56-98
3. Никандров В. В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003 – 480 с.
4. Психологический журнал. Т.38 / учредители: РАН, Ин-т психологии РАН; гл. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Наука, 2017. - 128 с
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
6. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. — М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2007. - 512 с
7. Теплов Б. М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. - С. 136
8. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
9. Холодная М. А., Хазова С. А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения //Психологический журнал. — 2017. — Т. 28, № 5. — С. 5–7