Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Тема 1. Психологические основы профессионального общения……………….3
1.1. Составление классификации активных групповых методов обучения общению в прикладной социальной психологии……………………………3
1.2. Различные подходы к определению понятия «тренинг», существующие в отечественной практической психологии……………………………………………………………………………...4
1.3. Классификация техник активного слушания (Сидоренко Е.В. «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии»)……………………………………………………….5
Тема 2. Развитие социально-перцептивных навыков общения…………………………………….7
2.1. Классификация средств общения………………………………………………………………7
2.2. Самодиагностика тест «Понимаете ли Вы язык мимики?»………………………………….8
2.3. Глоссарий по тематике социальной перцепции ………………………………………………9
Тема 3. Групповая дискуссия как форма коммуникации…………………………………………11
3.1. Перечень причин неэффективных коммуникаций ……………………………………………..11
3.2. Формы коммуникаций. Составление библиографии по данной……………………………….11
3.3. Характеристики и роль фасилитатора в дискуссии…………………………………………18
Литература…………………………………………………………………………………………….20
Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Психологические основы профессионального общения
1.1. Составление классификации активных групповых методов обучения общению в прикладной социальной психологии
Активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:
1. дискуссионные методы;
2. игровые методы;
3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства)
Дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.
В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи из профессиональной практики, и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.
Различают дискуссионные методы:
- групповая дискуссия;
- анализ ситуации морального выбора;
- разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»);
- мозговой штурм;
- презентация;
- обсуждение;
- дебаты.
Игровые методы используют все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку. Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т. е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.
В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.
Различают:
- деловая игра;
- организационно-деятельностная игра;
- операционная игра;
- сюжетно-ролевая игра;
- дидактическая игра.
Тренинг-методы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта. Различают:
- социально-психологический тренинг;
- тренинг делового общения;
- психотехнические игры.
1.2. Используя рекомендованную по курсу литературу выписать различные подходы к определению понятия «тренинг», существующие в отечественной практической психологии (Петровская Л.А., Емельянов Ю.Н., Сидоренко Е.В., Вачков И.В.)
Различные подходы к определению понятия «тренинг», существующие в отечественной практической психологии рассмотрим в табл. 1
Таблица 1
Различные подходы к определению понятия «тренинг», существующие в отечественной практической психологии
1.3. Используя книгу Сидоренко Е.В. «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии», составить классификацию техник активного слушания
Классификацию техник активного слушания рассмотрим в табл. 2.
Таблица 2
Классификация техник активного слушания
Тема 2. Развитие социально-перцептивных навыков общения
2.1. Используя литературу, посвященную проблемам общения составить классификацию средств общения. Для каждого невербального средства общения (мимика, пантомимика, жесты, позы, дистанция в общении) составить по 1 упражнению, направленному на развитие данных невербальных средств общения
Упражнение на развитие мимики «Изобрази с помощью мимики»
Педагог предлагает детям изобразить:
- Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
- Как кот выпрашивает колбасу.
- Тепло-холодно.
- Мне весело.
- Встретили хорошего знакомого.
- Радость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авидон И.Ю. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / И.Ю. Авидон, О.П. Гончукова. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
2. Березина Т. Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей / Т. Н. Березина. - СПб.: Речь, 2010, - 192с.
3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. - Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с
4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. (Мастера психологии). - 576 с.
6. Петровская Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. - М.: 2012. - 216 с.
7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
8. Фасилитация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psihomed.com/fasilitatsiya/ (Дата обращения 07.08.2019)