Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика процесса творчества Творчество представляет собой вид деятельности, результатом которой состоит в создании новых материальных и духовных ценностей. Творчество в качестве созидательной деятельности представляет собой неповторимое по характеру реализации, с одной стороны, и по окончательному результату, другой стороны, продукт. Творческая деятельность характеризуется многообразием. Каждый из элементов искусственной среды, которая окружает человека, является оригинальным результатом творческой деятельности [4, с. 40]. В ходе творческого процесса человеком создается принципиально новая реальность, которую другие люди могут осмыслить и использовать. В.М. Бехтеревым творческая ситуация трактовалась с рефлексологической позиции. Ученый трактовал ее в качестве своеобразного раздражителя. По его мнению, творчество является реакцией на такого рода раздражитель. В продуктивном выражении творческая деятельность выступает в качестве результата окончательного разрешения данной реакции либо совокупности рефлексов 4, с.34]. Для любого вида творческой деятельности необходимой является определенная степень одаренности и воспитания, а также созидающие навыки, которые развивают склонность в сторону выявления природных задатков, в результате чего возникает стремление к творческой деятельности. Непосредственным определением задач творчества является окружающая среда в форме природы, материальной культуры и социального окружения. По мнению Г.С. Батищева, творчество и деятельность представляют собой противоположные формы активности человека. На этом основании этого ученым выделяются такие формы взаимодействия, как адаптивное и преобразующее. В случае адаптивного взаимодействия, коим, по мнению ученого, является деятельность, субъект осуществляет приспособление к окружающему миру, ассимилирует его качества, включает объект в систему своей активности и видоизменяет собственные качества. Творчество относится Г.С. Батищевым к преобразующей форме взаимодействия, конструктивной активности, в которой человеком создается новая среда 3, с. 36 . 2. Условность изображения в детском рисунке как способ художественного отражения мироощущения ребенка Детское творчество в качестве средства образного познания окружающего мира и стремления видоизменять его определяет своеобразие и стиль детского рисунка, который сопряжен с особенностями познания детьми мира, спецификой их восприятия и мыслительных процессов. Изначально нужно отметить обращение детей к реальному
3
миру, к окружающей их действительности, которая весьма ярко представлена в рисунках детей. При большом многообразии детских способов познания, например, посредством деятельности, наблюдения, речь и образы, доминирует действенное познание. Процесс познания у дошкольников не созерцательно-анализирующий, а в основном активнодейственный (моторный). Это обуславливает своеобразие творческого выражения детей в их рисунках различных образов, чувств и знаний, которым располагают дети. Полнота чувственного восприятия является важным условием для того, чтобы ребенок мог понимать и усваивать представления окружающего мира. Посредством данного пути неопытный ребёнок приобретает полноценные знания как о действительном внешнем виде предмета в целом, так и о его функциях и свойствах, способах действий с ними. Движение является центром всей жизни детей. Ориентировка в пространстве сопряжена с движением как основным измерителем пространства в детском представлении. Любое новое место ребёнок непременно стремится тщательно изучить 2, с. 285 . 3. Задачи ознакомления дошкольников разных возрастных групп с произведениями искусства Произведения искусства развивают у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Картины, главным образом, применяются для уточнения действительности и для пояснения средств и способов изображения. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, лучше представить себе героев, их внешность и характеры. В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме. Их начинают интересовать изобразительные средства, которые использует художник. Ясность, простота, выразительность – критерии, которыми можно руководствоваться при отборе иллюстраций для детей. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо постоянно рассматривать книжные иллюстрации, но собственное восприятие ребенка весьма поверхностно. Дети спешат перечислить изображенные предметы, и мало обращают внимания на их взаимосвязи. С детьми, рассматривая книжные иллюстрации необходимо приобщать к неторопливому восприятию рисунка, изучение которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации позже 7, с. 79 . Наблюдения за поведением детей младшего дошкольного возраста показали, что не все произведения изобразительного искусства воспринимаются ими одинаково. Радость, восторг вызывают те работы, в которых отношение художника к изображаемой действительности понятно и созвучно детям. Поэтому необходимо использовать в работе с трехлетними детьми репродукции произведений живописи, в которых переданы отношения матери и ребенка. Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. В результате были отобраны произведения книжной графики и живописи, которые наиболее эффективны в работе с детьми среднего дошкольного возраста, определена последовательность этой работы. Методические приемы очень просты. На первом этапе необходимо постепенно «погружать» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх. 4. Виды архитектурных форм, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже с младшего дошкольного возраста. Позже архитектура представляется детям как вид искусства. И, следовательно, решаем следующие задачи воспитания и развития: формировать умение распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий;
4
формировать умение передавать архитектурные образы посредством художественного творчества; прививать любовь к родному городу, своей стране; развивать способность видеть прекрасное; развивать память, мышление, воображение. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой возможна при соблюдении следующих условий: 1. Поэтапное формирование у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства. 2. Взаимосвязь восприятия искусства и продуктивного детского творчества. 3. Предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности. 4. Использование разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой 5, с. 259 . Сначала необходимо познакомить детей с понятием «архитектура». Рассказать детям о профессии «архитектор». Далее необходимо познакомить детей со своим микрорайоном. Рассказать детям, как образовался город, почему так назван. Рассказать детям, какие здания можно встретить в нашем районе. Рассмотреть фотографии. Познакомить детей с современными зданиями нашего микрорайона. Показать, какие строят сейчас магазины, развлекательные центры и т.д. После этого нужно сформировать умение детей передавать образ дома в рисунке, тем самым стимулировать к художественно-творческой деятельности. Нужно рассказать детям, как строятся дома, познакомить их с историей улицы нашего города. Показать детям, как выглядел город несколько лет назад, познакомить с понятиями «одноэтажный», «многоэтажный», рассмотреть, из чего состоит дом