Фрагмент для ознакомления
2
1 Почему субъект в интерпретации акмеологической парадигмы несет меньше груза, чем «субъект
андрагогический»?
Вопрос об уточнении парадигмы педагогики остается актуальным и в наше время.
Естественно, каждая парадигма базируется на определенной концепции.
Парадигма –
1) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов
исследования, господствующих в течение определенного исторического периода;
2) теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения
исследовательских задач [2].
Концепция –
1) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения,
руководящая идея для их освещения;
2) ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;
3) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.
По сути дела, концепция - это определенная (принятая и постоянно реализуемая) точка зрения на
исследуемые процессы и явления, определенный подход к решению рассматриваемых
специалистом проблем.
3
Анализируя особенности и условия осуществления образования и обучения в средней и высшей
школе, нельзя не сделать вывод о необходимости использования в этих сферах деятельности
разных парадигм обучения. В результате рассмотрения школьной, вузовской и других ситуаций
обучения удалось выделить четыре разные парадигмы обучения: педагогическую,
андрагогическую, акмеологическую и коммуникативную.
Педагогическая парадигма - совокупность подходов к решению проблем образования и обучения,
используемая традиционной педагогикой и ориентированная по своей сути на
общеобразовательную школу, на получение образования детьми, неспособными еще осознать
свои потребности и уяснить, что образование реализует одну из их личных фундаментальных
жизненных потребностей.
Название этой парадигмы, как и самой педагогики, происходит от греческих слов paidos (дитя) и
ago (веду), соединение которых буквально означает ";детоводительство";.
Деятельность учителя, отвечающая такой парадигме, ориентирована на воспитание,
требовательность, передачу знаний, предписание, принуждение, ежедневные задания и их
контроль. Средства активизации - увлечение и акцент на интерес. При таком подходе школьник
неминуемо оказывается в положении воспитуемого, ведомого, что может приводить к
пассивности в учении, к стремлению учащихся любым путем не получить неудовлетворительную
оценку, к потере интереса.
Стремление к поиску новой парадигмы проявляется достаточно стабильно. Оно нашло свое
воплощение в работах В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина, Ш.А.Амонашвили и
других педагогов-новаторов второй половины XX в., в разработке педагогики сотрудничества, в
призывах к повороту образования в сторону развития личности. В последнее время ставится
вопрос об ориентации образования на «человека культуры», которая призвана сменить прежнюю
ориентацию на «человека знающего».
2 Правильна ли надпись «к вершине» на указателе?
Ответ: На указателе отсутствует прилагательное «своей». Основной категорией акмеологической
парадигмы является самореализация. В этом случае как результат этой деятельности, так и путь к
вершине и шкалы для измерения достигнутого на этом пути не могут назначаться обществом: они
являются продуктом деятельности и функцией возможностей самого субъекта, избравшего для
своего развития акмеологический путь.
3 Охватывают ли эти четыре парадигмы все ситуации обучения? Попробуйте сформулировать
пятую парадигму, обсудите её с коллегами. Не охватываются ли её ситуации уже рассмотренными
парадигмами обучения?
Каждой из перечисленных парадигм управляемого усвоения объективизированного опыта
человечества, естественно, соответствуют свои теория образования и теория обучения. Без теорий
обучения и образования, разработанных на основе всех перечисленных парадигм, педагогические
науки остаются неполными, они не могут восприниматься как науки об управляемом усвоении
индивидом объективизированного опыта человечества, а, по сути дела, именно управляемое
4
усвоение является тем процессом, на обеспечение которого нацелена каждая из педагогических
наук. Теория высшего образования, как и вся дидактика высшей школы, должна реализовать
андрагогическую парадигму управляемого усвоения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. – Екатеринбург, 2006.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – Изд. 2-е, доп., испр. и
перераб. – М., 2003.
3. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004.
4. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие / под ред. С.Д.
Резника. – М., 2010.