Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В то же время закладываются основы будущего здоровья. Независимо от того, где воспитывается ребёнок: дома, в семье или в детском саду, - важно создать все необходимые условия для его развития.
Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным учреждений образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в детских садах, была введена новая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания.
Образование дошкольников в группах кратковременного пребывания
1. Организация учебно-воспитательного процесса в группах кратковременного пребывания разной направленности
Группа кратковременного пребывания решает задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка. Содержание образования направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ.
Обучение и развитие способностей детей осуществляется исключительно исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи.
2.Этапы формирования групп кратковременного пребывания от диагностики до реализации
Экспертиза условий для создания групп кратковременного пребывания
Организация групп кратковременного пребывания предполагает анализ материально-технических и кадровых условий ДОУ, финансово-экономической базы, образовательных запросов родителей как основы отбора средств и программно-методического содержания педагогического процесса.
Экспертиза условий ДОУ по открытию группы кратковременного пребывания помогает выбрать наиболее оптимальные модели образовательных услуг, которые можно предложить родителям. Экспертизу может провести группа работников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), которую создают по решению педагогического совета учреждения, а также сотрудники районного отдела образования, приглашенные заведующей детским садом. Экспертизе подвергаются несколько направлений: занятость обслуживающего персонала и специалистов, помещений ДОУ в течение рабочего дня; предметно-развивающая среда учреждения.
Приведем пример результатов экспертизы ДОУ № 25.
Дошкольное образовательное учреждение имеет в составе 6 групп, работающих 5 дней в неделю по 12-часовому режиму дня, в каждой группе работают по 2 воспитателя, 1 младший воспитатель. Помимо воспитателей, в штатном расписании имеются следующие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (инструктор ЛФК), старшая медицинская сестра, физиомедсестра, педагог-психолог, логопед. Рабочий день воспитателей — 7 часов, помощника воспитателя — 8 часов, специалисты работают на 1 или 1,5 ставки по графику.
Занятость помещений детского сада для осуществления учебно-воспитательного процесса с постоянным контингентом детей: групповые комнаты для детей постоянного пребывания с 7.00 до 19.00; изостудия — 9.00—11.00 и 16.00—17.00; музыкальный зал — 8.30—11.00 и 15.30—16.30; кабинет психолога — 10.00—12.00 и 16.00—18.00; логопедический кабинет — 9.00—12.00 и 15.30—17.30.
Групповые комнаты и специализированные помещения дошкольного учреждения имеют соответствующие возрасту детей и образовательным программам условия, полностью приспособлены для многообразной деятельности детей.
Исходя из анализа ресурсов, определились возможности для открытия групп кратковременного пребывания: изменение графика работы воспитателей групп и специалистов, определение нагрузки штатных специалистов по гибкому графику, определение свободных помещений детского сада: специализированные помещения свободны в утреннее с 7.00 до 8.10, вечернее с 16.30 до 19.00 и обеденное с 12.00 до 15.00 время.
Кадровая подготовка воспитателей, специалистов, обслуживающего персонала для работы в группах кратковременного пребывания
Принципы работы групп кратковременного пребывания
1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
— организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
— гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
— дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности.
Заключение
Группа кратковременного пребывания в детском саду отличается от обычной ясельной тем, что ребенок не получает психологической травмы из-за расставания с мамой. Ведь именно с ней он поначалу посещает дошкольное учреждение, постепенно привыкая к своим новым друзьям, воспитателям, занимаясь интересными и подходящими для его возраста делами.
Ребенок проводит здесь не целый день, а всего лишь примерно 3,5 часа 3 раза в неделю, что позволяет опытным педагогам и психологам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы малыш получил все необходимые для него знания, ни одна важнейшая деталь не упускается из виду. Благодаря этому время распределяется экономно, его хватает и для запланированных занятий, и для свободной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2.Айсина Р.М., Дедкова В.Н., Хачатурова Е.В. Социализация детей раннего возраста. Психологическое сопровождение семьи//Ребёнок в детском саду, №5,6., 2013.
3.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: «Медицина», 2012.
4.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Воронеж, 2014.
5.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М., 2013.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под редакцией В.В.Давыдова. М.: педагогика-Пресс, 1996.