Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку не существует ни одной страны, которая удовлетворяет свой спрос на автомобили исключительно за счет собственного производства – и при этом каждая страна с собственным производством стремится увеличить свой экспорт – доступ к рынку и устранение торговых барьеров являются критически существенными условиями для всемирного роста.
Не важно, идет ли речь о Северной или Южной Америке, Европе или Азии, - местное производство в среднесрочной и долгосрочной перспективах имеет смысл только в том случае, когда не ограничиваются экспортные возможности. Это также относится ко всей цепи создания стоимости, поскольку эффективному автомобильному бизнесу необходима всемирная система поставщиков. Поэтому OICA однозначно выступает в пользу доступности рынков.
Сейчас все производители имеют многонациональные стоимостные цепочки. Около 75% добавленной стоимости автомобиля генерируется поставщиками из многих стран. Следовательно, мы должны делать всё, от нас зависящее, чтобы обеспечить еще более широкое открытие границ. В долгосрочной перспективе коммерческое производство будет возможным только при условии эффективного использования глобальных цепей создания стоимости.
Это дает преимущества, как работникам производственных предприятий, так и покупателям, которые хотят иметь и получают самую современную продукцию высокого качества по доступным ценам. Поскольку мы хотим обеспечивать дальнейший экономический рост и занятость во всем мире, мы поддерживаем свободную торговлю и доступные рынки. О том, насколько актуальным является этот призыв к свободной торговле, говорит уже тот факт, что сегодня в ВТО зафиксировано более 2200 случаев нарушений принципов свободной торговли.
Целью данного конъюнктурного обзора является изучение конъюнктуры рынка автомобилей.
Для достижения поставленной цели было установлено несколько задач:
Изучить динамику производства автомобилей.
Проанализировать динамику и причины изменения мирового потребления и спроса на автомобили.
Рассмотреть мировую торговлю автомобилями.
Проанализировать динамику оптовых и экспортных цен на автомобили.
Методической базой для исследования стали учебники российских и зарубежных авторов, статьи из журналов, статистические данные товарных бирж и электронные ресурсы.
В соответствии с поставленными целями и задачами определилась структура изложения данной работы, которая состоит из введения, пяти глав и библиографического списка.
1. МИРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
Если сейчас, в период «автомобильной весны», мы посмотрим на международные рынки членов OICA, то будем иметь все основания для оптимизма. Нам следует объединить усилия для использования имеющихся возможностей. Работая вместе с политиками, ответственными за регуляторные условия, мы сумеем справиться с брошенными нам вызовами.
Статистика OICA показывает, что за исключением кризисных 2008 и 2009 годов мировой автомобильный рынок постоянно рос. В 2016 году он вырос примерно на 5% до 93,9 млн автомобилей, включая легковые автомобили, коммерческие автомобили и автобусы. Соответственно выросло и мировое производство.
В 2017 году ожидается дальнейший рост по всему миру, но уже несколько замедленным темпом. По прогнозам специалистов, мировой автомобильный рынок увеличится на 2 – 3% до величины чуть более 96 млн. единиц. При этом только рынок новых легковых автомобилей вырастет в 2017 году на 3% до 85 млн. штук.
Взгляд на отдельные регионы обнаруживает следующее: несмотря на то, что регион NAFTA сильно пострадал от кризиса 2008 – 2009 гг., он очень быстро и прочно восстановился. В Южной Америке – на протяжении последних трех лет отчетливо виден кризис.
По сравнению с NAFTA, Европа переживала значительно более длительную фазу спада, и только в 2014 году продажи начали понемногу расти, а затем последовал достаточно резкий подъем.
В противоположность NAFTA и Европе, рост в Азии стал непрерывной историей успеха, длящейся последние двенадцать лет, с более чем удвоившимися продажами и уверенным ростом в 2016 году. Африканский автомобильный рынок всё еще остается очень маленьким и, соответственно, подвержен более сильным колебаниям.
С учетом роста в Северной Америке и Китае, мировые продажи легковых автомобилей, согласно оценкам, достигли 87,4 до миллиона в 2015 году. Об этом говорится в исследовании IHS Automotive.
Это увеличение всего на 1,5% по сравнению с 2014 годом – самый низкий рост с 2010 года. Вместе с тем, по мнению экспертов IHS, отрасль будет продолжать восстановление после глобального экономического кризиса, в то время как рост во всем мире замедляется, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке.
IHS оценивает, что североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 5,5% до 20,6 миллионов единиц в 2015 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 17,5 млн. единиц (увеличение на 6,0%). Результаты исследования IHS похожи на оценки других фирм, в том числе Morgan Stanley и TrueCar, которые ранее прогнозировали объем продаж более 17 млн. в Соединенных Штатах, так как цены на бензин остаются низкими, доверие потребителей растет и финансирование легко доступно.
Продажи легковых автомобилей в Китае, тем временем, согласно оценкам, выросли на 5,6% до 24,4 млн. в 2015 году. В начале 2015 года IHS прогнозировала рост продаж в Китае до 25 млн. единиц в 2015 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предназначенные для стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился, вслед за замедлением роста китайской экономики в целом.
В 2015 году IHS скорректировала прогнозы в сторону понижения роста в том числе из-за неопределенности в России, которая повлияла на другие рынки в Восточной Европе. Продажи легковых автомобилей в России, которая находится в глубокой рецессии, имея дело с энергонезависимой валютой и перспективами более широкой войны в Украине, согласно оценкам, сократились в 2015 году на 36% по сравнению с предыдущим годом до всего 1,6 млн. единиц, что вдвое меньше по сравнению с продажами 2012 года. В начале 2015 года IHS прогнозировала падение объема продаж до 1,8 млн. единиц.
Наоборот, продажи автомобилей в странах Западной Европы, согласно оценкам, увеличились на 8,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигли 13,2 млн. единиц. Индия также продемонстрировала высокие темпы роста в 2015 году – 7,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает IHS, а объем продаж легковых автомобилей в стране увеличился до 2,8 млн. единиц.
IHS также зафиксировала ослабление автомобильного сектора в Южной Америке в 2015 году, где на крупнейшем рынке, в Бразилии, был зафиксирован спад продаж легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 26% до 2,5 млн., на фоне роста безработицы, падения доходов населения и ухудшения условий кредитования, а также из-за увеличения налогов.
Автомобильный рынок США, поддерживаемый низкими процентными ставками по кредитам и низкими цен на бензин, будет оставаться сильным. Хотя процентные ставки будут слегка повышаться, условия для покупок будут оставаться хорошими, что позволит рынку продолжить расти в 2016 и 2017 годах. IHS видит все еще сильный потенциал для укрепления экономики США и увеличения занятости, что приведет к росту американского рынка до 18 млн. единиц в течение ближайших двух лет.
В Западной Европе, импульс роста также силен, даже после восстановления в 2015 году значительно выше ожиданий. Нынешний прогноз – рост продаж на 2,5-3,0% может быть даже пересмотрен в сторону повышения. Тем не менее, некоторые европейские рынки достигли пика.
Оптимизм по поводу активности продаж на китайском рынке резко возрос, так как правительство объявило меры по сокращению налога на покупку автомобиля для небольших автомобилей. Тем не менее, по-прежнему сохраняющаяся волатильность фондового рынка может отпугнуть некоторых покупателей. Несмотря на замедление экономики Китая, IHS Automotive в настоящее время ожидает рост продаж легковых автомобилей на 5-6% в 2016 году - достаточно, чтобы увеличить продажи более чем на 1,3 млн. единиц.
Для Азиатско-Тихоокеанского региона, 2016 год стал годом перехода от разочаровывающего спада продаж в последние годы к возобновлению роста. На ключевых рынках Таиланда и Индонезии, возвращение к росту должно начаться во второй половине 2016 года, а в 2017 году рост должен увеличиться. Автомобильный рынок Индии, по прогнозам IHS, ускорится, так как более низкие цены на энергоносители и падение процентных ставок по автомобильным кредитам позволят вернуться к двухзначным темпам роста впервые с 2010 года.
Для Бразилии и России, 2016 год был трудным. Оба рынка находятся в упадке уже в течение трех лет подряд, и, вероятно, 2016 год станет четвертым, когда в экономике сохранится отрицательная динамика. Автомобильный рынок Бразилии, вероятно, сократится на 14 процентов в 2015 году, в соответствии с прогнозом IHS Automotive. В России рынок легковых автомобилей будет продолжать сокращаться, а из-за сохраняющихся последствий низких цен на нефть, санкций, наложенных на экономику России, и обменного курса рубля.
2. ДИНАМИКА МИРОВОГО СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Компания JATO подвела предварительные итоги мировых продаж новых машин. Данные о регистрациях во всех странах еще не собраны, но приведенный анализ на основе статистики 52 крупнейших рынков вполне позволяет понять общую «картину мира». Итак, в 2016 году продажи выросли на 5,6% — до 84,24 млн новых легковушек и легких коммерческих автомобилей. Депрессивных регионов на карте не так уж много: помимо России, спрос упал в азиатских странах (Япония, Южная Корея, Малайзия и Таиланд), а также в Южной Африке, Бразилии и двух европейских государствах — Нидерландах и Швейцарии. Зато крупнейший в мире китайский рынок вырос на 14%!
Toyota возглавляет рейтинг автомобильных марок, причем отрыв от Фольксвагена серьезный: 7,2 и 6,1 млн машин соответственно. Из пятидесяти брендов только девять ухудшили результаты в 2016 году, а самый головокружительный рост — у китайских компаний. Российская Лада — на сорок девятом месте.
Звание мирового бестселлера досталось семейству пикапов Ford F-серии (на заглавном фото): за год реализован без малого миллион этих гигантов! В основном их покупают в США (821 тысяча), но без помощи других рынков победы бы не было. Ведь на втором месте с минимальным отставанием находится «всемирная» Toyota Corolla (953 тысячи машин). Следом идет Volkswagen Golf (860 тысяч), а на четвертом месте — сугубо китайский компактвэн Wuling Hongguang (847 тысяч), выпускаемый совместным предприятием концернов SAIC и GM и продающийся преимущественно на внутреннем рынке.