Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид искусства. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.
В настоящее время проблема развития восприятия музыки приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие – несформированность музыкальной культуры молодого поколения. Причиной этому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего в детском саду и в школе.
Восприятие музыки является сложным, многоуровневым процессом и представляет для школьников большую трудность в сравнении с восприятием произведений других видов искусства. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны, спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – возрастными особенностями ребёнка-школьника. В связи с этим на начальном этапе развития музыкального восприятия ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова. Однако, несмотря на проведенные многочисленные исследования, проблема поиска и разработки условий для успешного формирования восприятия музыки детей школьного возраста как средства развития музыкально-эстетического воспитания актуальна до сих пор.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное музыкально-эстетическое воспитание школьников средствами произведений П.И. Чайковского.
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические аспекты музыкально-эстетического воспитания
2. Охарактеризовать произведения П.И. Чайковского
3. Разработать конспект урока по произведениям П.И. Чайковского с целью реализации музыкально-эстетического воспитания
Объект исследования: творчество П.И. Чайковского
Предмет исследования: музыкально-эстетическое воспитание.
Методы: анализ научно-методической литературы, анализ музыкальных произведений, анализ педагогического опыта.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.И. ЧАЙКОВСКОГО С ЦЕЛЬЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Актуальные аспекты музыкально-эстетического воспитания
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде». Исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др., показывают, что деятельность человека связана с активным процессом овладения общественным опытом, достижениями культуры. Теоретические положения отечественных педагогов и психологов, музыкальных деятелей в области музыкального образования (В.Н. Шацкой, Н.А. Гродзенской, Н.А. ВетлугиноЙ и др.) позволяют определить музыкальную деятельность как процесс познания музыкального искусства детьми, в ходе которого осуществляется как музыкальное, так и эстетическое воспитание ребенка.
Содержание и характер детской музыкально-эстетического воспитания обусловлены историческим развитием человека, формирование и развитием различных видов музыкальной деятельности, включая музыкальное творчество, исполнительство, восприятие [14, с. 12]. Целью музыкально-эстетического воспитания детей является их приобщение к музыке и формирование у них потребностей в этом виде искусства [3, с. 12].Поставленная цель обусловила постановку следующих задач музыкально-эстетического воспитания детей школьного возраста:
накопление опыта восприятия доступных музыкальных стилей и жанров;
развитие эмоциональных способностей откликаться на музыку и сопереживать ей;
формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
Говоря о музыкальном воспитании, педагоги определяют функции музыки через ее роль в формировании личности ребенка: эстетической, познавательной и воспитательной. В этом случае дети учатся не только слушать, но и слышать, и правильно воспринимать музыкальные произведения. Восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях. При этом музыкальное восприятие должно, хотя бы частично, удовлетворить эстетические потребности, которые в настоящее время являются практически невыполнимы. По утверждению Н.А. Метлова, итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека. Музыкально-эстетическое воспитание – это процесс целостного, образного, эмоционального-осознанного, личностно-осмысленного постижения содержания музыкального произведения [6, с. 22].
Особенности музыкально-эстетического воспитания детей изучались многими педагогами, музыкантами, учеными-психологами. Так, в начале XX века наиболее известными были исследования Б.В. Шацкой, Н.А. Метлова, Т.С. Бабаджана и др. В дальнейшем проблемы музыкально-эстетического восспитания детей исследовались таким психологами и педагогами, как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, О.В. Цыпляева и др. В итоге можно выделить следующую систему детерминант, обуславливающую особенности музыкально-эстетического воспитания детей:
самостоятельное восприятие музыкального произведения слушателем;психологическим опытом ребенка;
внешним и внутренним (личностными)условиями развития личности ребенка;
характером музыкальной деятельности ребенка [13, с. 47].
Проведенные исследования доказали, что процесс восприятия музыки тесно связан с процессом музыкального мышления, так как их основой является сочетание сознательного и бессознательного. Бессознательные компоненты музыкального мышления наиболее ярко проявляются в мимике, жестах, т.е. в двигательной реакции на музыку. Такая реакция характерна для этап начального обучения, когда ребенок откликается на музыкальное произведение импульсивно, испытывая состояние оживления, возбуждения или покоя. Двигательные реакции ребенка на музыку являются непременным компонентом их музыкального восприятия и мгновенной бессознательной оценки музыки. Чувства, вызываемые музыкой у ребенка, в раннем возрасте неустойчивы: они быстро возникают и быстро исчезают. Однако, по мнению психологов [21], бессознательные образы, сформированные на фоне музыки, усиливаются и становятся доступными для осознания, т.е. приобретают сознательную форму. Таким образом, бессознательное переходит в сознательное. Для познания музыкального произведения важнейшее значение имеет бессознательное. Музыка позволяет человеку познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия заключается в самой специфике постижения музыкального произведения на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде» [15].
Как и любой другой вид искусства, музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка, побуждает его к нравственно-эстетическим переживаниям, преобразовывает его отношение к окружающего, к активному мышлению. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вострякова, В.В. Музыкально-эстетическое воспитание школьников во внеурочной деятельности // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы VII Международной очно-заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Л.Г. Касьянова; Шадринский государственный педагогический университет. 2017. С. 67-75.
2. Иванова, Л.Г. Народная песня в творчестве П.И. Чайковского // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы. Москва, 2015. С. 170-179.
3. Калист, Е.Л. музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на основе эвристического обучения // Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа. Материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 55-летию педагогического факультета. 2012. С. 212-215.
4. Князева, М.М. Влияние музыкально-эстетического воспитания на развитие личности. автореферат дис. ... кандидата философских наук / Министерство культуры и туризма Российской Федерации. Российский ин-т искусствознания. Москва, 1992
5. Комаров, А.В Восстановление произведений П.И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии. диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Москва, 2006
6. Коробова, А.Г. Пастораль и мистерия в «Пиковой Даме» П.И. Чайковского // Музыковедение. 2008. № 2. С. 20-26.
7. Кречетова, Г.А. Специфика музыкально-эстетического воспитания и развития творческой личности обучающегося // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1-1. С. 68-71.
8. Кудрявцева, С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегрированного подхода в обучении (на основе рериховской концепции эстетического воспитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2000
9. Левченко, Ю.А. Развитие личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронеж, 2006
10. Маричева, И.В. Элегичность как одна из основ стиля оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 264-270.
11. Немировская, И.А. Микрокосм детства в творчестве П.И. Чайковского «детский альбом» // Музыка и время. 2010. № 10. С. 21-25.
12. Острикова, Т.Н. Синтез искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания школьников // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей научной редакцией А.Ф. Григорьева. 2017. С. 74-78.
13. Павлова, И.Ю. Развитие творческих способностей личности в процессе музыкально-эстетического воспитания детей // ЮНЕСКО: стратегия развития культуры, науки и образования в контексте нового гуманизма. материалы Международной научно-практической конференции (в рамках Международного форума «Сбережение человечества как императив устойчивого развития»). 2016. С. 341-345.
14. Полозов, С.П. Семантика многократного повторения высоты звука в творчестве П.И. Чайковского // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. Т. 3. № 1 (46). С. 327-331.
15. Полоцкая, Е.Е. Чайковский – теоретик, или раздумья о ликах гения // Музыковедение. 2008. № 3. С. 30-40.
16. Полоцкая, Е.Е. П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Российская академия музыки им. Гнесиных. Москва, 2009
17. Селезнева, Г.А. Реализация деятельностного подхода в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Современная образовательная среда: теория и практика. сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 180-182.
18. Тенюкова, Н.Н. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в деятельности педагога дополнительного образования // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 450-452.
19. Чуб, О. Духовные мотивы в творчестве П.И. Чайковского // Искусство в школе. 2008. № 1. С. 44-47.
20. Фархшатова, И.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2 (82). С. 99-102.
21. Фёдорова, С.Н. Музыкально-эстетическое воспитание: поликультурный аспект // Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе развития общества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Марийский государственный университет", Факультет педагогики и психологии, Кафедра дошкольной и социальной педагогики, ГОУ ДОД Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи"; Ответственные редакторы: Р. Р. Лоскутова, Н. Н. Чалдышкина. 2010. С. 26-29.