Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Необходимость в осмыслении процесса общения как уже состоявшегося, так и того, которое должно быть, возникает в тех случаях, когда оно связано с решением какой-либо проблемы. Люди, у которых общение является ведущим видом деятельности (управленцы, юристы, педагоги т. п) не могут позволить себе такую роскошь. Они не имеют права начинать думать только после возникновения проблемы, поскольку обязаны предусмотреть ее, и если не предупредить ее возникновение, то хотя бы подготовиться к ее решению. В связи с этим важно понять, что общение для таких людей – это профессиональная деятельность, которой можно и необходимо учиться. Под общением в психологии понимается процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении [12].
Юридическая деятельность относится к субъект-субъектной деятельности, то есть достижению ее целей происходит в системе „человек-человек”. Соответственно успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить свое общение. Недостаточное внимание к формированию техники профессионального общения будущего юриста во время обучения вызывает ряд проблем, которые возникают во взаимоотношениях с субъектами профессионального взаимодействия. Особенно остро эти проблемы чувствуются молодыми юристами в начале профессиональной деятельности. Имея основательную специальную подготовку, они нередко оказываются не готовыми к налаживанию продуктивных профессиональных взаимоотношений.
Вопросы качеств общения юриста освещаются как в учебной литературе по юридической деонтологии, так и в специальных научных исследованиях таких ученых, как Ф. Гребеньков 2, В.А. Лозовой 5,
А.В. Петрушин 5, А.Ф. Скакун 7, С.С. Сливка 7 и др. Вместе с тем, она остается малоисследованной составляющей профессиональной культуры современного юриста, что и обусловило цель реферата.
Вместе с тем, специфика юридической деятельности, осуществляемой в нравственной системе координат, имеет гуманистическую направленность, актуализирует цель данного исследования – развернутый анализ общих особенностей и структуры нравственных качеств представителя юридической профессии. Достижение этой цели даст более глубокое понимание профессиональной культуры юриста и укажет на возможные пути ее совершенствования. Задачами, направленными на реализацию указанной цели, выступают изучение специфики нравственных аспектов деятельности юриста по сравнению с другими видами деятельности, выяснение особенностей нравственной культуры юриста учитывая на ее структуру.
Объект исследования – этика профессионального общения юриста.
Предмет исследования – психологические и нравственные особенности деятельности юриста.
Цель исследования – изучить психологические аспекты профессионального общения юриста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические основы профессионального общения в юридической деятельности.
2. Изучить нравственно-психологические аспекты профессиональной этики юриста.
1.1 Теоретические основы профессионального общения в юридической деятельности
1.1 Сущность профессионального общения
Понятие профессионального общения имеет широкое и узкое значение. В первом значении его можно определить как коммуникативные навыки и качества, присущие профессионалу, в отличие от дилетанта. Профессионал рассматривается в этом случае как человек, имеющий значительный опыт и высокие профессиональные стандарты. В узком понимании профессиональное общение включает особенности, характерные для отдельно взятой профессии. Профессиональное общение – это важное средство и условие решение задач определенной профессиональной деятельности. Если вне деятельности люди руководствуются личными мотивами, то во время профессионального общения цель определяется характером и потребностями профессиональной деятельности. В научной литературе наряду с понятием «профессиональное общение» часто используется термин «деловое общение» и употребляются как синонимы. Кроме того, в психологической литературе довольно часто выделяются два типа общения – неформальное и формальное [1, с. 41]. Первое субъективное, нерегламентированное, его цель и характер во многом определяются личными отношениями людей (мать – ребенок, муж – жена). Формальное обусловлено социальными функциями человека, регламентировано по форме и по содержанию (руководитель – подчиненный).
Деловое общение относится к формальному, осуществляется в соответствии с некоторыми правилами и направлено на установление контактов и поддержание связей между заинтересованными в совместной деятельности субъектами. Деловое общение, по мнению С. И. Ожегова, – это «общение, касающееся общественной, служебной деятельности, работы» [8, 136]. В деловой сфере человек проводит значительную часть своей жизни. Здесь он играет целый ряд специфических ролей: специалиста, руководителя, подчиненного, коллеги и т. Каждая роль выполняется в определенной ситуации и регламентируется определенными социальными нормами, правилами.
Деловое общение характеризуется тем, что его цель определяется задачами того или иного вида предметной деятельности – производственной, обслуживающей, научной и тому подобное. Трудовая деятельность включает в себя общение участников взаимодействия как необходимое средство обеспечения ее эффективности. В каких бы формах ни осуществлялось общение, оно является деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая общая деятельность [16, с. 9].
В деловом общении происходит формирование и развитие деловых отношений между двумя или более социально-экономическими субъектами, будь то работники или руководители, выступающие от имени и в интересах:
частных компаний,
государственных организаций,
некоммерческих организаций, общественных объединений, ассоциаций и т.д.
Таким образом, в качестве субъектов деловых отношений выступают люди, обладающие определенными статусами и выполняющие ролевые предписания.
Цель деловых отношений состоит в организации совместной деятельности, как правило, в области решения экономических, социальных, политических задач.
Во второй половине ХХ в. усиливается роль личности во всех сферах человеческого бытия. Это связано с развитием образования и образованности человека, ростом его возможности влиять на различные сферы человеческого бытия (политика, экономика, техника экология и др.).
Особенно значительным является усиление личностных факторов в деловой сфере: бизнес, менеджмент, отношения с деловыми клиентами, партнерами и др.
Вопрос уровня этических и психологических основ деловых отношений касается всех сотрудников организации, которые вступают в деловые отношения с сотрудниками организации, партнерами и клиентами организации, а также в деловые отношения во внеорганизационной сфере. Ведь в современной деловой жизни возрастает роль личности сотрудника организации, который, вступая в деловые отношения, создает уровень доверия к организации, ее имидж. А в самой организации растет личностный аспект ее эффективного развития 10, с. 78.
Важным методологическим инструментом осознания роли личностно-психологических основ деловых отношений является понятие «личность».
Личность-центр психики человека, комплекс ее психических свойств. Благодаря взаимодействию психологических свойств человек осознает свое я, самоопределяется, саморазвивается, самореализуется – самоактуализуется в отдельных сферах жизни и жизни в целом. Понятие личности является базовым понятием психологии.
Важным шагом для понимания сущности личности стало использование в психологии личности системного подхода. Согласно ему, личность представляет собой высшую форму целостности психики человека, динамическую систему, образованную взаимодействием ее свойств.
Особая роль в деловых отношениях принадлежит личности руководителя, менеджера. В настоящее время существует потребность в подготовке менеджеров, руководителей высокого профессионального уровня, способных развивать бизнес-отношения и отношения в организациях на цивилизованной основе, которая в значительной степени определяется психологической культурой, этической культурой и уровнем культуры личности в целом.
Опираясь на методологию системного подхода, В.А. Спивак определяет деловое общение как взаимодействие социальных и социально-экономических систем в процессе и по поводу трудовой деятельности, производства продукции, оказание услуг 14, с. 21.
Несколько иначе определяет деловое общение Ю. М. Жуков. По его мнению, «деловое общение является процессом продвижения в решении проблем путем сопоставления (столкновения, ассимиляции, согласования, взаимообогащения) предметных позиций» [4, с. 37]. Как следует из этого определения, главным в деловом общении является предмет общения, то есть общее дело и отношение участников к ней. Предметные позиции партнеров являются определяющими в процессе общения, а способность понимать предметные позиции друг друга составляет необходимое условие успеха деловой коммуникации.
Существенные особенности делового общения лучше определяются по сравнению с неформальным. Если неформальное общение предварительно не планируется, не определяется его цель, содержание, то деловые контакты всегда чреваты предварительную подготовку, планирование, определение содержания, цели, прогнозирования возможных последствий. В обычном разговоре люди могут прикасаться различных, часто не связанных между собой тем, а общение имеет по большей части информативный характер. Деловой же разговор не выходит за рамки темы, имеет конструктивный характер, направлен на решение конкретных задач, достижение определенной цели.
Обычный разговор, как правило, никого не обязывает принимать решения и действовать. В деловых переговорах обязательные выводы, которые получают на основе согласования мнений, разработка взаимоприемлемого решения и организация взаимодействия партнеров. Ориентируясь на выделенные Е. В. Руденским [10, с. 17] структурные компоненты коммуникативного процесса можно обобщить характерные черты делового общения:
предметом делового общения является совместное дело и отношение участников к нему;
потребность в деловом общении определяется производственной необходимостью в решении проблем и ведении переговоров;
мотивами делового общения являются интересы хлопоты;
речевые действия регламентируются установленными правилами поведения и имеют формально-ролевый, не личностный характер;
целью делового общения является решение профессиональных и социальных задач.
Итак, деловое общение – это специфическая форма взаимодействия людей, осуществляемая на основе установленных норм и направляемая на эффективное выполнение совместной деятельности. Деловое общение свойственно людям, выполняющим определенный вид профессиональной деятельности. Оно основывается на общих социально-психологических закономерностях и ориентируется на успешное и эффективное выполнение профессиональных обязанностей, включает обмен предложениями, требованиями, взглядами, мотивами с целью решения конкретных проблем, подписание соглашений или установление других отношений между субъектами совместной деятельности.
На наш взгляд, понятие «деловое общение» шире понятия «профессиональное общение». Профессиональное общение – это деловое общение, которое осуществляется в условиях конкретной профессиональной деятельности и учитывает ее специфические особенности. Поскольку любая профессия требует специальных знаний, умений, навыков, кроме общих закономерностей необходимо учитывать и специфические закономерности делового общения, которые касаются определенной профессии.
Таким образом, профессиональное общение можно определить как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию.
1.2 Особенности профессионального общения в юридической деятельности
Субъектами профессионального общения в юридической деятельности является юрист и лицо, включенное в сферу его профессиональных интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аминов И.И. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников ОВД: Учебник. / И.И. Аминов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 271 c.
2. Гребеньков Г. В. Юридическая этика: учеб. пос. / Гребеньков Г. В., Фиолевський Д. П. – М.: Алерта, 2014. – 209 с.
3. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания / Г. Еллинек, Н. Н. Клочкова – М.: Наука, 2010. –148 с.
4. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения /Ю.М. Жуков. – М.: Знание, 2017.– 188 с.
5. Кобликов А. С. Юридическая этика: учебник для вузов / Кобликов А. С. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2012. – 168 с.
6. Лозовой В. А. Профессиональная этика юриста / В. А. Лозовой, А.В. Петрушин. – М.: Право, 2014. – 176 с.
7. Митцель А. Пути повышения уровня профессиональной этики судей, адвокатов и сотрудников правоохранительных органов / Митцель А. // Вестник прокуратуры. - 2010. - № 2. – С. 12-18.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: Русский язык, 2001. – 562 с.
9. Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ.- 2008. - 279с.
10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций /Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА, 2017. – 224 с.
11. Скакун О. Ф. Юридическая деонтология. Учебник. / О. Ф. Скакун, И. Н. Овчаренко. – X.: Основа, 2010. – 304 с.
12. Сливка С.С. Юридическая деонтология: учебник / С.С. Сливка. – М.: Атика, 2016. – 296 с.
13. Сорокотягин И.Н. Профессиональная этика юриста: Учебник для СПО / И.Н. Сорокотягин, А.Г. Маслеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 328 c.
14. Спивак В.А. Этика делового общения /В.А. Спивак. – СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 2016. – 102 с.
15. Трофимов В.К. Деловая этика /В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012. – 352 с.
16. Юридическая деонтология: учебник / В. Д. Ткаченко, С. П. Погребняк, Д. В. Лукьянов и др.; под ред. В. Д. Ткаченко. – Х.: Одиссей, 2016. – 256 с.