Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Молоко является полезным и полноценным продуктом питания. В его состав входят все необходимые питательные вещества, необходимые для нормального функционирования организма.
Лучшему усвоению всех компонентов способствует включение в ежедневный рацион молока.
Кроме коровьего молока в пищу используется молоко и других видов сельскохозяйственных животных, причем как в цельном виде, так и в виде молочных продуктов: брынзы, изготовляемой в основном из овечьего молока, кумыса – из кобыльего.
Ежегодно, количество цельного молока на прилавках сокращается. Покупатели отдают свое предпочтение молочным товарам, имеющим длительный срок хранения, прошедшим лабораторный контроль и пастеризацию.
Независимо от сезона, молочная продукция пользуется спросом. Стабильную прибыль и привлечение покупателей обеспечивает правильно подобранный ассортимент в магазине.
Большое число производителей представляют рынок молочной продукции. Есть молодые компании, есть организации, которые работают на рынке молочной продукции несколько десятков лет. Стоит отметить, что в данной категории товара существует значительный ценовой разброс. Покупателям при выборе молочных изделий стоит найти компромисс между раскрученным брендом, ценой и качеством.
Стоит отметить, что в последние годы при выборе молочных изделий именно на качество обращают внимание. Данный фактор становится основополагающим, от качества молочных изделий зависит денежная политика организации.
Целью курсовой работы является изучение влияния условий хранения на качество товаров однородной группы или подгруппы (молоко или молочные товары).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение состояния рынка молочных изделий;
- анализ классификации и ассортимента молочных изделий;
-анализ химического состава и пищевой ценности молочных изделий;
- анализ факторов, формирующих качество молочных изделий;
- анализ ассортимента и оценки качества молочных изделий;
- провести сравнительную характеристику ассортимента и цен молочных изделий, реализуемых в исследуемых магазинах
- разработать балловую шкалу органолептических показателей качества молочных изделий;
- проанализировать результаты оценки качества молочных изделий по органолептическим показателям.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования является ассортимент и качество молока.
Предметом являются факторы, формирующие ассортимент и качество молока.
Для изучения выбранной темы, возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка факторов, формирующих ассортимент и качество молока.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО АССОРТИМЕНТА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ТОВАРОВЕДНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Состояние рынка молочных изделий
Рассмотрим, как изменил молочный рынок коронавирус, что произошло со спросом, как складывается ценовая ситуация и как изменилось производство и переработка за год.
Доходы населения остаются одним из ключевых факторов, который определяет ситуацию со спросом на молочную продукцию. В 2020 году аналитики строили негативные прогнозы из-за начавшейся пандемии и падения реальных располагаемых доходов населения, но они не сбылись в полной мере. По итогам первого полугодия 2020 года доходы граждан сократились на 3,7%, однако спрос на молочную продукцию не снизился.
На ситуацию повлияло несколько факторов.
Во-первых, это выделение государством порядка 400 млрд рублей социальной поддержки населению из-за коронавируса.
Во-вторых, закрытые границы, из-за чего часть самого платежеспособного населения не уехало в летние месяцы. Кроме того, заметно изменилась и структура спроса: вырос интерес к молокоемким продуктам, таким как масло, сыры и сметана. Эти продукты используются для приготовления блюд в домашних условиях, домашнее потребление получил широкое развитие в пандемию.
Темпы восстановления экономики и дальнейшая политика государства скажутся на изменении спроса в следующем году. Вряд ли стоит ждать восстановления доходов населения в 2021 году. Факторы, которые оказывали положительное влияние на рынок в 2020 году, не будут способствовать развитию спроса в следующем. Можно ожидать снижения или, как минимум, стагнации спроса на уровне 2020-го. На этом фоне можно прогнозировать увеличение потребления более дешевых продуктов с заменителем молочного жира.
Рисунок 1 – Среднедушевое потребление молочной продукции
Аналитики заметили, что в течение года в отрасли наблюдалась сдержанная динамика роста розничных цен. Такая ситуация может негативно сказаться на секторе в перспективе. Темпы роста цен были ниже инфляционных значений.
Очень сложно было вести диалог об изменении цен с торговыми сетями. Цены на молочную продукцию выросли (3,8%), но рост был существенно ниже средних потребительских цен (5,1%). С одной стороны, это оказало положительное влияние на спрос.
Однако, с другой стороны, такая ситуация несет в себе существенные риски для отрасли на фоне роста себестоимости производства и, как следствие, снижение доходности.
Рисунок 2 – Динамика потребительских цен на молочную продукцию
Молочная отрасль показала минимальный рост цен среди всех продовольственных категорий. В летние месяцы индекс цен даже опускался в отрицательную зону.
Дальнейшее сдерживание цен может стать причиной ухудшение финансового положения ряда молочных компаний в течение 2021 года. Очень важно искать компромисс между сетями и производителями готовой продукции, а также между производителями продукции и сырья, важную роль будут играть долгосрочные контракты между сетями и производителями, практика которых в последние годы становится все более широкой.
Рисунок 3 – Производство товарного молока
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»
2. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция)
3. ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия
4. ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое. Технические условия»
5. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»
6. Абоимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н.Э. Абоимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с
7. Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Учебник. - М.: Исследования продовольственных товаров. М.: Экономика, 2015. - 350с.
8. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 500 c.
9. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.— 336 с.
10. Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
11. Кременевская М.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 97 с
12. Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
13. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
14. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 9 е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 288 с.
15. Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
16. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник/ под ред. А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, С.С. Шипилова – ПрофОбрИздат, 2015- 464с.
17. Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
18. Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
19. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 540с.
20. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. – Ростов – на – Дону.: Учебное пособие, 2014.- 145 с.