Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Язык является важным средством человеческого общения, без которого невозможно развитие и существование общества на Земле. Расширения и качественные изменения характера международных связей нашего государства делают иностранные языки востребованными в практической и интеллектуальной деятельности.
Иностранные языки затрагивают все факторы научно-технического, социально-экономического и общекультурного прогресса общества. Что значительно повышает статус иностранных языков как предмет общеобразовательной дисциплины.
Назначение иностранного языка как предметной области обучения в школе, состоит в овладении учащимися умения общаться на изученном иностранном языке.
И так чтение представляет собой важнейшее средство получения той или иной информации и в современной жизни человека занимает значительное место. Чтение выступает как отдельный и самостоятельный вид коммуникативной деятельности, в которой мотивом является удовлетворение потребности в получении информации из разных текстов.
В связи с этим, чтение широко используется в эстетических, познавательных целях, учебной, бытовой и производственной сферах, где извлечение информации из конкретного текста через чтение служит осуществлению различных видов деятельности.
Чтение играет важную роль в процессе обучения иностранному языку. В существующих УМК для средней школы недостаточно внимания уделяется поисковому чтению как виду речевой деятельности. Необходимость дополнительных методических разработок для развития умений чтения обусловила актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования – обучение поисковому чтению на начальном этапе изучения английского языка.
Предмет исследования – упражнения для формирования умений поискового чтения у старших школьников.
Цель данного исследования – выявить эффективность использования упражнений при обучении поисковому чтению учащихся старшей школы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что использование разработанных упражнений на уроках английского языка будет способствовать повышению уровня сформированности умений поискового чтения.
Задачи исследования:
1) выявить роль и место чтения в обучении иностранному языку;
2) охарактеризовать основные виды чтения;
3) проанализировать УМК для 11 класса;
Методической базой для нашего исследования послужили труды ученых: М.Е. Брейгина, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов, Е.А. Маслыко, А.С. Будько, С.И. Петрова, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.
Теоретическая значимость заключается в определении сути чтения как вида речевой деятельности, а также во взаимосвязи чтения с другими видами речевой деятельности. Выделены компоненты содержания обучению чтению и определены требования к текстам для чтения.
Практическая значимость заключается в создании комплекса упражнений, способствующих эффективному формированию навыков поискового чтения на уроках английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах).
Новизна исследования определяется комплексным подходом к разработке данной темы с теоретической и практической точек зрения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты: рассматриваются виды чтения и дается определение поисковому чтению. Во второй главе изучается методика обучения поисковому чтению. Так же разрабатывается учебно-методический комплекс упражнений для обучения поисковому чтению учеников.
Глава 1. Теоретические основы методики обучения чтению как поисковой деятельности на уроках иностранного языка в старшей школе
1.1.Психологические особенности обучающихся в старшей школе
Проблемами возрастной периодизации занимались такие психологи как Выгодский Л. С., Марцинковская Т. Д., Леонтьев А. Н., Кон И. С., Петровский А. В. И многие другие.
В своих работах они рассматривают возрастные особенности на определенных этапах как наиболее типичные, характерные общие особенности, указывающие на общее направление развития. В каждый возрастной период происходит развитие психических процессов и свойств, психологических качеств личности, свойственных только данному периоду онтогенеза. Поэтому прежде чем подбирать метод и приемы обучения того или иного возраста обучающихся, необходимо изучить особенности развития на данном этапе.
Согласно Кону И.С. , юность – этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Игорь Семенович также отмечает проблему выделения хронологических границ и, соответственно, содержательных признаков этого периода.
Юношеский возраст – это период становления мировоззрения, характера и жизненного самоопределения, самоутверждения, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Старшеклассники находятся на пороге выбора профессии, они отличаются дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном: каждых из них стремиться занять достойное место в жизни, получить интересную и хорошо оплачиваемую работу, создать семью [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И., Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, Е.А. Маслыко - Мн.: Высшая школа, 2000. — 522 с.
2.Выготский JLC. Предыстория письменной речи [Текст] / Л.С Выгоский - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 179 с.
3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова- М.: Аркти-Глосса, 2000. - 192с.
4.Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам [Текст] /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2006. - 335с.
5.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2009, -251с.
6.Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К, Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средний школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
7. Голубев А.Л. Английский язык на экзаменах [Текст] /А.Л. Голубев -М.: Флинта, 2000, - 249 с.
8.Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Кислая С.В.Основы общей методики обучения иностранным языкам [Текст] / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая -К.: Высшая школа, 1976 г. 282 с.
9. Колкова М.К., Смирнова Л.И., Трубицына О.И. Методика обучения иностранным языкам в школе [Текст] / Колкова М.К., Смирнова Л.И., Трубицына О.И. СПб.: КАРО. 2006. 95 с
10.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку [Текст] / Е.И. Пассов- М.: Просвещение. 1991. — 223 с.
11.Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е.Н. Российская -М.: Айриспресс,2005.- 240 с.
12.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2005. 187 с.
13. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст] / Е.Н. Соловова М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
14.Сысоева Н.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам [Текст] / Н.Э. Сысоева - М.: Просвещение, 2006. —6 с
15.Успенский М.Б. Курс языка в педагогическом вузе / М.Б. Успенский М.: Просвещение, 2004. – 73
16. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам [Текст] / Щукин А.Н. -М.: Филоматис, 2004. 416 с.
17. Филатов Б.В. Методика обучения иностранным языка в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] / Филатов Б.В. -Ростов.: Феникс, 2004. - 416 с.
18. Федорова Г.Л. Пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку [Текст] / Федорова Г.Л. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. - 224 с
Периодические издания
19. Горбунова Е.Н. Исследование письменной речи [Текст] / Е.Н. Горбунова // Образование и педагогические науки, 2015, УДК:81
20. Горлова Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам[Текст] / Н.А. Горлова // ИЯШ. - 2005. - №8. - С. 19- 23.
21. Извольская Н.И. Формирование и развитие умения писать личные письма на иностранном языке [Текст] / Н.И. Извольская // ИЯШ. - 2007. - №8. - С.40-44.
22. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего образования [Текст] / П.В. Сысоев // ИЯШ. 2006. - №2.- С.2-11.
23. Чернышов С.В. Коммуникативные умения как основа эффективной коммуникации [Текст] / С.В. Чернышов // ИЯШ. - 2014. - №1. - С. 22-25.
24. Ушакова С.В. Подготовка к написанию ЭССЕ в старших классах общеобразовательной школы [Текст] / С.В. Ушакова // ИЯШ. - 2014. - №11.-С. 41-44.
Литература на иностранных языках
25. Dotson Biggs Е., Eggenschvvilcr J. Cliffs Notes Writing: grammar, usage, and style quick review [Текст] / Dotson Biggs Е., Eggenschvvilcr J. New York: Wiley Publishing, Inc., 2014. - 238 p
26. Klckovkina E., Mann М., Knowles S.T. Practice tests for the Russian state exam [Текст] / Klckovkina E., Mann М., Knowles S.T. Oxford: Macmillan, 2010.-247 p.
27. Learning Express Editors Writing skills success [Текст] / Oxford: Learning Express, 2009. - 208 p.
28. Wilson P. Glazier Т.F. The least you should know about English writing skills [Текст] / Wilson P. Glazier Т.F. Wadsworth, Cengage Learning: 10th edition ISBN, 2010. - 336 p.
Электронные ресурсы
29. Портал, посвященный изучению английского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.langinfo.ru/ , свободный
30. Writing skills you need [Электронный ресурс] Режим доступа: hllp://www.ski llsyouneed.com/writing-skills.html, свободный
31. Фразы и примерная структура Эссе па английском языке[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studyenglish.info/phrases.php, свободный
32. Открытый банк заданий ЕГЭ - английский язык - письмо [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.fini.ru/, свободный
33. Repetitors.eu. Справочно-образовательный ресурс. Материалы для ЕГЭ [Электронный ресурс] /Режим доступа:http://lib.repetitors.eu/english/126-2010-01-13-08-09-10, свободный